Эта весна заметно повеселее

На потребительском рынке отчетливо видны два основных тренда: население экономит на товарах повседневного спроса и активно тратит накопления на покупку товаров длительного пользования, прежде всего жилья и автомобилей

Коллаж: Кирилл Рубцов; Фото: Legion-Media, Алексей Андреев, Юрий Такун

Одни экономят, другие боятся инфляции и тратят сбережения на квартиры и машины — так коротко можно описать сегодняшнее поведение российских потребителей.

И в том и в другом случае на рынке преобладает потребление дешевого продукта. Эта тенденция начала формироваться еще пару лет назад — кризис заставил россиян экономить. Производители быстро отреагировали и предложили рынку более экономный продукт, считая, что это временная мера, с окончанием кризиса спрос восстановит свою структуру. «Сегодня мы понимаем, что этого не произошло: как минимум лет пять самым востребованным будет дешевый товар», — говорит Алексей Нечаев, генеральный директор компании «Фаберлик».

Можно было бы ожидать в этом году улучшения потребительских настроений, если бы не продовольственная инфляция, стартовавшая прошлым летом. Рост цен на продукты питания, составивший по некоторым позициям до 50%, и увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги стали причиной общего снижения потребления товаров повседневного спроса. В то же время боязнь распространения инфляции на непродовольственный сектор привела к взрывному росту отложенного спроса в таких отраслях, как автомобильная и недвижимость. Покупку машины или квартиры россияне традиционно считают лучшими инвестициями.

Ипотека сдвинула рынок

Начало года выдалось удачным для операторов рынка недвижимости: продажи жилья плавно растут во всех сегментах. По данным федерального Росреестра, в первом квартале 2011 года количество сделок на вторичном рынке жилья Москвы увеличилось на 18% по сравнению с первым кварталом 2010 года, а относительно 2009 года — в два раза. Не отстают, а зачастую опережают Москву региональные рынки недвижимости. В первом квартале объемы сделок купли-продажи на рынке вторичного жилья в Нижегородской области выросли на 50%, в Татарстане — на 40%, в Новгородской области — на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. «На рынке жилья Екатеринбурга обороты сейчас высокие, сопоставимые с показателями 2006 года, когда на рынке царил ажиотаж», — говорит начальник аналитического отдела Уральской палаты недвижимости Михаил Хорьков.

Радужная картина складывается на первичном рынке. По данным компании «Пересвет групп», по сравнению с прошлым годом спрос на новостройки в московском регионе вырос на треть. Согласно официальным отчетам ГК ПИК (компания строит жилье в Московской, Калужской области, Нижнем Новгороде, Калининграде, Ярославле), по сравнению с прошлым годом ежедневные объемы реализации выросли почти вдвое: с 14 до 21 единицы жилья. Многие региональные застройщики отреагировали на восстановление спроса размораживанием новостроек, запуском новых проектов. По словам Михаила Хорькова, ежемесячно на рынке новостроек Екатеринбурга появляется три-пять новых проектов. Строительство жилья интенсивно восстанавливается в Перми.

Весенний всплеск активности на рынке недвижимости объясняется ростом платежеспособного спроса, а также увеличением объемов ипотечного кредитования. Количество ипотечных сделок растет повсемест

У партнеров

    «Эксперт»
    №18 (752) 9 мая 2011
    Смерть Бен Ладена
    Содержание:
    Срок годности истек

    Устранение Усамы бен Ладена позволяет Соединенным Штатам выйти победителем из затянувшейся «войны с террором». В чем будет состоять новая американская внешнеполитическая стратегия, пока не ясно

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама