Через кризис к модернизации

Спецвыпуск
«Эксперт» №19 (753) 16 мая 2011
2010 год открыл новые возможности для страховых компаний. Перспективы развития рынка теперь напрямую зависят от действий страховщиков — роста их капитализации и эффективности бизнеса
Через кризис к модернизации

Первые признаки посткризисного оживления экономики российские страховщики почувствовали уже в начале 2010 года: их клиенты медленно, но верно начали возвращаться к докризисному уровню страховой защиты, а соцпакеты сотрудников крупных российских компаний вновь «наполнились» страхованием. Повысилась и кредитная активность населения. Как результат — падение рынка прекратилось и совокупные страховые премии в номинальном выражении в 2010 году увеличились по сравнению с 2009 годом на 8,6%, составив 558 млрд рублей, прирост по сравнению с докризисным 2008 годом был равен +0,5%. Основными драйверами роста стали личные виды страхования — ДМС, страхование от несчастных случаев и болезней, а также страхование жизни.

Восстановление доходов населения и оживление бизнеса добрались до страхового рынка ближе к концу года: автокаско и страхование имущества юридических лиц показали высокие темпы прироста страховых премий лишь во втором полугодии 2010 года (+9,4 и 9,0% соответственно). В результате в отдельно взятом втором полугодии российский страховой рынок вернулся к докризисным темпам роста (+12,6%).

Окончательное восстановление рынка в реальном выражении ожидается в 2011 году. По прогнозам «Эксперт РА», в этом году объем российского страхового рынка (без учета ОМС) составит 640 млрд рублей. Темпы прироста взносов по сравнению с 2010 годом прогнозируются на уровне 15%.

Меньше, но лучше

К восстановлению рынка страховщики подошли в несколько сократившемся составе: с рынка наконец-то ушли некоторые наиболее одиозные неплательщики страховых выплат, раздувшие портфель за счет демпинга в докризисные годы. С другой стороны, некоторые сильные игроки завершили или активно осуществляют реструктуризацию, направленную на объединение и укрупнение страхового бизнеса.

Эти процессы отражают масштабное перераспределение премий между страховыми компаниями. Кризис разделил страховщиков на две группы. Первая, пройдя через трудности кризисного периода, очистилась и укрепилась, пересмотрела стратегические приоритеты в пользу надежности и прибыльности бизнеса, провела реорганизацию и приготовилась к росту рынка. Сборы компаний этой группы показывают темпы выше среднерыночных. Компании второй группы оказались сломлены кризисным периодом — некоторые из них уже покинули рынок, другие доживают последние дни, мучают клиентов необоснованными отказами в выплатах, игнорируют постановления судов и создают постоянный негативный информационный фон, нанося репутационный ущерб всей отрасли. Помня о кризисе, страхователи — юридические лица повысили свои требования к надежности страховщиков, усложнили механизмы отбора страховых компаний. В результате в 2010 году появилась четкая прямая зависимость между уровнем рейтинга надежности страховой компании и динамикой получаемых ею взносов. Сегментация страховщиков, а также реорганизация страховых групп привели к росту концентрации российского страхового рынка. По расчетам «Эксперт РА», рыночная доля топ-5 страховщиков увеличилась с 35,8% в 2008 году до 4