Толерантность против смысла жизни

Русский бизнес
«Эксперт» №19 (753) 16 мая 2011
Бренд «Смешарики» делает попытку коммерциализировать качественную анимацию. Но интересы глобальной экспансии, скорее всего, заставят российского производителя пожертвовать качеством
Толерантность против смысла жизни

На стене в офисе продюсерского центра «Рики», который производит анимационный сериал «Смешарики», висит список требований к китайским переводчикам — компания адаптирует новые серии мультфильма для Китая, где его показывают с марта этого года. «Смешарики» стали первым российским анимационным сериалом, который попал в широкий зарубежный ТВ-прокат, с лета его будут показывать и в других странах. «Прожорливость» этих рынков заставит «Рики» увеличить производство анимации. В результате в 2012 году «мощность» студии вырастет в семь раз — с 35 минут в месяц до 245.

Перспектива стать международным брендом между тем не избавляет «Смешариков» от проблем на домашнем рынке. Будучи лидером среди российских сериалов и уступая по доле рынка лишь брендам компании Disney, «Смешарики» стали сдавать позиции из-за конкуренции. Все аниматоры более 80% выручки зарабатывают на продажах лицензий — прав использования бренда на товарах для детей: йогуртах, соках, шоколадках, канцелярии, — и этот рынок в последние три года прибавляет по 25–30%, многие игроки растут и быстрее за счет низкого старта. Бурный же рост «Смешариков», начинавших когда-то на почти пустом рынке, уже позади, и теперь они прибавляют около 15% в год. Чтобы не потерять лидерские позиции, компания должна к 2015 году увеличить продажи лицензионных товаров в 2,5 раза — с нынешних 200 млн долларов до 500 млн, что составит 10% рынка. А для этого — поменять стратегию и превратиться из монобрендовой в мультибрендовую.

Перемены ждут «Смешариков» и в содержании мультфильма. На глобальном рынке вместо многоплановости, уклона в философию и тонкий юмор сериалу, видимо, придется довольствоваться более-менее плоскими сюжетами, приукрашенными лишь внешними атрибутами национальной специфики, понятными международной аудитории.

Мультфильмы для взрослых

«Родители на форумах смеются: дети не понимают подтекста мультфильма», — рассказывает о детском сериале «Смешарики» Надежда Кузнецова, директор студии компьютерной анимации «Петербург», производящей «Смешариков» (входит в группу компаний «Рики»). В сериале много аллегорий, второго плана — взрослый видит в нем то, чего не замечает ребенок. Самая «взрослая» серия «Смешариков», «Смысл жизни», отсылает к артхаусному «Мертвецу» Джармуша: длинные общие планы, лежание на снегу и экзистенциальные вопросы: «Какой смысл умываться по утрам? Чтобы быть бодрым? А какой смысл по утрам быть бодрым?..»  У некоторых серий интертекстуальные названия: «Эффект бабушки» (отсылка к «Эффекту бабочки», в этой серии герои тоже путешествуют во времени), «Вишневый сад» (сюжет не имеет прямого отношения к Чехову, друзья-смешарики решают, что важнее, дружба или вишневый сад). Несмотря на то что дети шести-восьми лет не чувствуют этих подтекстов и осознанно считывают лишь очевидный сюжетный слой, они вполне готовы вместе с героями мультфильма размышлять над вопросами о смысле жизни.

«Мультфильм должен быть интересен взрослому и понятен ребенку» — написано в инструкции по созданию сценариев «Смешариков»

Группа компаний «Рики» основана в 2003 году. Занимается созданием и развитием медийных брендов через 15 компаний. В том числе это студия компьютерной анимации «Петербург», агентство по управлению правами «Мармелад Медиа», европейское лицензионное агентство «Фан Гейм Медиа» (Германия), издательство детской и популярной литературы «Умная Маша», разработчик развивающих настольных игр «Фан Гейм», интернет-издательство «Новые Медиа», торговая компания «Мармелад Пром». Главный проект — анимационный сериал «Смешарики». Оборот лицензионных товаров под этим брендом 200 млн долларов, из них доходы «Рики» — 15 млн долларов.

Оборот ГК не разглашается.

Число сотрудников ГК — 350 человек.