Гордость из золота

Культура
Москва, 23.05.2011
«Эксперт» №20 (754)
В рамках Года Россия—Италия в Музеях Кремля открылась выставка «Сокровищница Медичи», где представлены драгоценности, не раз вдохновлявшие художников Ренессанса и барокко

Фото: Архив пресс-службы

Предметы, выставленные сегодня в Кремле, как нельзя лучше подходят под определение «сокровища»: камеи, кубки, подвески, статуэтки, вазы, картины, выполненные в технике флорентийской мозаики, монеты, медали, безделушки с крупными жемчужинами невообразимой формы. Все это в разные века принадлежало членам семейства Медичи, с которым неразрывно связана история родины итальянского Ренессанса — Флоренции.

Слава Медичи-меценатов куда громче славы Медичи-коллекционеров. Достаточно вспомнить тот необъятный список художников, скульпторов и архитекторов, которым семейство покровительствовало на протяжении нескольких веков. В действительности список можно было бы сократить до трех имен — Боттичелли (к слову, гостящая сегодня в Пушкинском музее «Паллада и Кентавр» из Уффици написана по заказу Медичи), Микеланджело, Рафаэль, — чтобы точно обозначить место этого семейства в истории меценатства. «Сокровища», в отличие от алтарных образов и статуй, а тем более зданий, никогда не были по-настоящему предметом публичного внимания. По большому счету, до той поры, пока последняя представительница рода Анна Мария Луиза Медичи не передала их в дар Флоренции.

Посмотреть эти вещицы стоит хотя бы ради того, чтобы увидеть живьем то, что не раз видел на картинах, но невольно относил к фантазии художника, а не ювелира. Ведь среди этих предметов есть такие, которые запечатлены на портретах Медичи и их ближних (вспомнить хотя бы великолепный портрет красавицы Элеоноры Толедской, жены великого герцога Тосканского Козимо I, кисти Бронзино). Вещь, которая словно сошла с полотна и свидетельствует о своем существовании, всегда производит большое впечатление и заодно показывает свои истинные размеры, свойства драгоценных камней, металлов и мастерство своего настоящего творца — ювелира, не уступающее мастерству его современника-художника.

Мрамор, смальта и мышьяк

Произведения на выставке относятся к разным периодам истории Медичи. Ваза из кроваво-красной яшмы конца XIV века была оправлена серебром при Лоренцо Великолепном во второй половине следующего столетия. Она — памятник той эпохи, когда на вещах из принадлежавшей Лоренцо коллекции античной мелкой пластики художники-флорентийцы постигали образы и формы классического искусства. Не развалины Рима, не знаменитые древние статуи, на протяжении XV века еще по большей части остававшиеся под землей, а эти маленькие вещицы — осколки античного мира вдохновляли плененных древностью мастеров. Великолепная чаша для окропления святой водой (начало XVI века) из горного хрусталя, золота и прозрачной смальты принадлежит следующему периоду — когда на папский престол впервые взошел представитель рода Медичи — сын Лоренцо Великолепного Джованни, принявший имя Лев Х. Именно по его указу Рафаэль возглавил грандиозные работы по изучению римских древностей, при нем художник заканчивал росписи ватиканских станц и виллы Фарнезина.

К временам, когда Медичи при помощи императора Карла V получили титул великих герцогов Тосканских, относятся несколько камей,

У партнеров

    «Эксперт»
    №20 (754) 23 мая 2011
    Конгресс "Газелей"
    Содержание:
    Ермаки и Эдисоны

    Первопроходцы среднего бизнеса почти заполнили имевшиеся в экономике лакуны. Дальнейший динамичный рост покажут лишь инновационно ориентированные компании

    Международный бизнес
    На улице Правды
    Реклама