Москва, 10.12.2016

Вторая половинка модернизации

Тема недели Для формирования в России модели инновационного экономического роста должен сложиться целый класс средних и крупных компаний, выпускающих качественный конечный продукт и предъявляющих спрос на продукцию друг друга. Контуры такого класса быстрорастущих компаний уже просматриваются
Журнал «Эксперт»
№20 (754) 23 мая 2011
Содержание:

Ермаки и Эдисоны

Первопроходцы среднего бизнеса почти заполнили имевшиеся в экономике лакуны. Дальнейший динамичный рост покажут лишь инновационно ориентированные компании
Повестка дня Повестка дня Разное Тема недели Русский бизнес Международный бизнес Экономика и финансы Частные инвестиции Наука и технологии Политика Культура Книги Спецвыпуск Индикаторы На улице Правды

Мировой опыт показывает, что успех в развитии экономики зависит от трех компонентов: создания, распространения (или «диффузии») и применения инноваций. Именно от этих трех компонентов, а не от одного, пусть даже столь важного, как создание инноваций. Общеизвестность этого факта, как ни странно, совершенно не стимулирует внимания к применению и распространению инноваций в России. Модернизация вновь и вновь рассматривается только через призму создания инноваций.

Когда Виктор Вексельберг хочет превратить Сколково в «экосистему, которая должна обеспечить непрерывный поток появления стартапов», его позиция вызывает понимание: Сколково задумано именно как питомник высокотехнологичных стартапов. Но простое тиражирование той же схемы на всю страну в качестве магистрального направления модернизации имеет очевидное уязвимое место. Вполне реальна опасность, что стартапы, массово взращенные в технопарках, словно диковинные плоды в теплицах, будут столь же массово отвергаться экономикой, в них не нуждающейся.

Два года назад одно из исследований «Эксперта» (см. № 2 за 2009 г.) уже посвящалось вопросу, почему в отличие от многих других стран у нас за последнее десятилетие не появилось ни одной компании, выросшей из технологического стартапа до серьезного игрока мирового уровня. В ходе этого исследования выяснилось, что для предприятий с оборотом 10–100 млн долларов, переросших размеры малого инновационного бизнеса и вышедших из зоны инкубации в «открытый грунт», главным тормозом становится не нехватка финансов, а ограничение рынков. Чтобы стать по-настоящему крупным, отечественному хайтеку просто не хватает спроса на его продукцию.

Первичным же является спрос не на инновации как таковые, а на те конечные продукты, куда эти инновации встроены. То есть спрос на инновацию возникает не тогда, когда, скажем, фторполимерное покрытие удается нанести без агрессивных химических растворителей, а тогда, когда в магазинах выстраиваются очереди за безопасными антипригарными сковородками с этим покрытием. Не может ли в таком случае мощный поток спроса, который умеют создавать быстрорастущие фирмы-«газели», служить еще и спусковым механизмом раскрутки естественной модернизации? Посмотрим, что происходит в конкретных ситуациях**.

Кому нужны космические карты

«Яндекс» — долгоживущая «газель», легко восстановившаяся после кризиса (темп роста в 2010 году свыше 50%), — столкнулся при выходе на перспективнейший рынок мобильного интернета с проблемой. Эта компания, побивающая на рынке поиска в русскоязычном сегменте интернета даже сильнейших соперников (в декабре 2010 года, по данным LiveInternet, она контролировала 64% его объема, а мировой чемпион поиска Google — лишь порядка 30%), уперлась в своем развитии в стену банального монополизма.

«Вы покупаете iPhone — там встроен поиск. Но там нет “Яндекса”. У нас нет никакого способа договориться с Apple, никакого. Они просто не разговаривают, понимаете?» — говорит Илья Сегалович, директор «Яндекса» по технологиям и разработке. Все прос

**Некоторые из использованных в статье интервью опираются на исследование инно-
вационного потенциала «газелей», проведенное «Экспертом» по заказу РВК. Подробнее
см. «Создатели будущего — газели с мозгом обезьяны», «Эксперт» № 10 за 2011 г.

Типы агентов модернизации и потоки спроса на инновации
Стратегия антикризисного снижения издержек "газелей"
Темпы прироста основных средств

Статья доступна только подписчикам журнала

Купив подписку на ONLINE-версию журнала, вы получите доступ ко всем архивным материалам журнала «Эксперт»
240 месяц
Подпишитесь, чтобы иметь полный доступ к материалам журнала «Эксперт»
Expert.ru Доступ к закрытым материалам на сайте Expert.ru
Журнал + Expert.ru Доступ к закрытым материалам на сайте Expert.ru + доставка печатной версии
Журнал «Эксперт» Доставка печатной версии журнала
Уже оформили подписку? Авторизируйтесь
* Без регистрации вы сможете читать статью только на том устройстве, и в том браузере,
с которого была произведена оплата. Чтобы иметь доступ с любого устройства создайте аккаунт