Кредитные фабрики наступают

Спецвыпуск
«Эксперт» №21 (755) 30 мая 2011
Локомотивами роста кредитования малого и среднего бизнеса в 2010 году стали крупные банки, предложившие недорогие «коробочные» ссуды. Ужесточение ценовой конкуренции больнее всего бьет по небольшим банкам, работающим в проблемных регионах
Кредитные фабрики наступают

В 2010 году объем кредитов, предоставленных малому и среднему бизнесу, на 60% превысил показатели 2009 года, а портфель кредитов вырос на 22%, до 3,2 трлн рублей. Кредитование МСБ уверенно оставляет позади основных «конкурентов» — корпоративное кредитование и розницу (см. график 1). Ожидания банкиров оправдались: большинство банков, опрошенных агентством «Эксперт РА» в начале прошлого года, рассчитывали на рост кредитования именно МСБ, набирали соответствующий персонал и перестраивали процедуры выдачи ссуд.

Активное воздействие на рынок оказали два фактора. С одной стороны, число заявок на кредиты со стороны малого и среднего бизнеса значительно выросло. В 2010 году их было на 34% больше, чем годом ранее. При этом внутригодовая динамика демонстрирует рост оптимизма заемщиков: во втором полугодии 2010 года заявок было на 25% больше, чем в первом. «Потенциальные заемщики начали пересматривать планы развития, и, как следствие, спрос на кредитные продукты со стороны предпринимателей заметно возрос», — комментирует Илья Филатов, заместитель председателя правления банка «УРАЛСИБ». С другой стороны, заемщиков с приемлемым финансовым состоянием на рынке все еще недостаточно для полного удовлетворения потребности банков в размещении избыточной ликвидности, что ограничило темп роста.

Два подхода

В результате конкурентная борьба на рынке, усилившаяся еще в первом полугодии 2010 года, к концу года значительно обострилась. В немалой степени этому способствовало усиление аппетита к риску у многих банков в условиях избытка ликвидности. «В 2010 году конкуренция на рынке, несомненно, усилилась, наблюдается восстановление интереса большинства банков к кредитованию малого бизнеса. Все ведущие игроки рынка обновили свои продуктовые линейки, ориентированные на малый бизнес», — говорит Андрей Донских, заместитель председателя правления Сбербанка России. Большинство крупнейших участников рынка по итогам прошлого года продемонстрировали ударные темпы роста портфеля кредитов МСБ.

По итогам 2010 года лидер рынка — Сбербанк — нарастил портфель кредитов МСБ на 10%, до 529 млрд рублей (таблица 1). Примечательно, что по абсолютному увеличению портфеля Сбербанк занял только второе место: ссудная задолженность Россельхозбанка выросла на 32%, или почти на 90 млрд рублей. Группа ВТБ (банки ВТБ и ВТБ 24) увеличила портфель кредитов малому и среднему бизнесу прежде всего за счет банка ВТБ, ориентированного на средний и крупный бизнес. Банк «УРАЛСИБ», представляющий сегмент частных банков, увеличил портфель на 22,3%. При сохранении таких темпов роста он может потеснить ряды госбанков (по темпам выдачи он уже на третьем месте).

В 2010 году на рынке отчетливо проявились две базовые модели поведения. Первая, характерная для крупных банков, — организация кредитного конвейера недорогих «коробочных» кредитов. Вторая, используемая преимущественно средними и небольшими игроками, у которых нет дешевых пассивов и эффекта масштаба, — индивидуальная работа с каждым заемщиком.

Первая стратегия в