Том Тыквер: «Я ничего никому не впариваю»

Культура
«Эксперт» №22 (756) 6 июня 2011
В российский прокат выходит лента «Любовь втроем». Знаменитый немецкий режиссер — о фильме, с которым он вернулся на историческую родину
Том Тыквер: «Я ничего никому не впариваю»

Автор нескольких культовых фильмов 1990-х, Том Тыквер покинул Германию ради карьеры за рубежом и снял такие успешные проекты, как «Парфюмер» или «Интернэшнл». Его первый немецкий фильм за долгие годы «Любовь втроем» — нетривиальная трагикомедия о супружеской паре, которая распадается после появления таинственного блондина, атлета и супермена по имени Адам: в него независимо друг от друга влюбляются оба супруга. Об этой картине и своей карьере Тыквер рассказал в интервью «Эксперту».

— «Любовь втроем» — ваше возвращение на родину, но эта картина имеет так же мало общего с вашими знаменитыми немецкими фильмами, от «Зимней спячки» до «Беги, Лола, беги», как и с вашими международными опытами. Откуда взялся этот проект?

— Сюжет родился не сразу. Все началось с самых разных идей об отношениях людей друг с другом в тех или иных конкретных ситуациях. Наблюдения копились годами, в какой-то момент я почувствовал, что их набралось достаточно, чтобы сложить из этого материала фильм. Но как его собрать? Год назад я придумал конструкцию, которая базировалась на элементарной кинематографической стратегии: люди влюбляются, и с этого начинается все остальное. (Смеется.) Нетривиальный подход к сексу и гендерная неопределенность придали моему банальному подходу ощущение свежести.

Фильм постоянно балансирует между драмой и коме­дией…

— Знаете, что самое интересное? Ваше отношение к этой истории будет меняться в зависимости от массы факторов: пола, возраста, характера, состояния духа, настроения. От того, в первый раз вы смотрите или во второй. Сегодня меня рассмешит зачин, расстроит развитие интриги и растрогает финал, завтра все будет наоборот. Слишком уж много тут элементов, чтобы эмоциональная реакция была однозначной. Лично мне хотелось от «Любви втроем» легкости, по которой я давно скучаю: я убежден, что даже самые мрачные и депрессивные стороны человеческого бытия можно показать вполне легкомысленно, не идя ни на какие компромиссы. С годами я осознал, что светлое и темное — оборотные стороны одной и той же медали. Не бывает несовместимых тем или материй. За последнее время я несколько раз оказывался на похоронах близких друзей; мы встречались с приятелями у гроба, плакали, вспоминали, а потом нам на ум приходил какой-то комичный случай из прошлого, и мы все начинали хохотать. Нет никаких правил: главное — быть честным с самим собой. Мой фильм не притча с моралью, в нем нет представлений о «правильном» и «неправильном». Надеюсь быть вне подобных категорий, по крайней мере в своих картинах. Никаких предложений, никаких выводов, я ничего никому не впариваю. Сами посмотрите и сами оцените.

После долгих странствий вы возвращаетесь в Бер­лин…

— С самого начала мне не хотелось превращать этот город в витрину Германии: посмотрите, мол, какая у нас живописная и прогрессивная столица! Берлин — место, где живут люди. Как нарисовать субъективный портрет Берлина? Как рассказать о городе, в котором ты живешь? Думаю, у каждого есть такой опыт: приезжают к тебе гости, тури