Водка, виски или коньяк

Международный бизнес
«Эксперт» №22 (756) 6 июня 2011
Конкуренции между типами крепких алкогольных напитков практически нет, борьба идет лишь между брендами в рамках своих ценовых сегментов, уверен глава Remy Cointreau
Водка, виски или коньяк

Оборот группы Rémy Cointreau вырос в 2010/11-м финансовом году на 12,4%. А мог бы вырасти и больше, но в четвертом квартале (январь—март) уже не в первый раз сказалось негативное влияние китайского Нового года, когда продажи крепкого алкоголя падают практически у всех производителей. О растущем влиянии на этот рынок азиатских потребителей, о том, стали ли люди в кризис пить больше и если да, то какие напитки, а также о различных моделях потребления дорогого алкоголя «Эксперту» рассказал генеральный директор Rémy Cointreau Жан-Мари Лаборд.

 Стать первым

Можно личный вопрос? Вы имеете опыт работы в трех крупных компаниях, производящих качественные алкогольные напитки и торгующих ими: Hennessy, Pernod Ricard, Rémy Cointreau. Есть ли какая-то разница?

— Я отвечу на ваш вопрос. Бизнес — очень прозрачная вещь. Мне повезло, что я работал на эти великие компании. Двадцать лет я работал в Pernod Ricard — учтите, что всего тридцать, тридцать пять лет назад это была небольшая семейная фирма. Сегодня это крупнейшая группа компаний, вторая в мире после Diageo. Я очень многому научился у них. Научился эффективности в вопросах сбережений. Итогом моей двадцатилетней карьеры в Pernod Ricard стал пост президента отделения Moet & Chandon. Но однажды в дружеской беседе с генеральным директором я сказал: «Я хочу уйти из компании. Я работал с вами двадцать лет, и мне, и вам нужны свежие силы».

Я убежден, что я должен быть независимым от компании, в которой я работаю. Я полностью посвящаю себя компании, но я не должен отдавать ей всю свою жизнь. Смена работы — это очень хорошо: в разных компаниях я научился разным вещам. Самое главное, чему я научился, работая с различными брендами (Louis Vuitton, Christian Dior, Dom Perignon, Hennessy и другие), — это понимание системы ценностей в luxury-индустрии. И после двух десятков лет работы в Pernod Ricard представители Rémy Cointreau (отрасль не такая большая, и мы все друг друга знаем) пригласили меня присоединиться к их команде. Это был сильный вызов для меня.

Группа компаний Rémy Cointreau — игрок средних размеров. Необходимо было выстроить стратегию развития компании. Я предложил занять свою нишу на рынке, став лидерами в плане качества, и продавать самый высокодоходный продукт. Это моя цель как руководителя компании — мы должны стать номером один на рынке. Мы не хотим стать самыми большими, как Diageo или Pernod Ricard. И мы точно не хотим продавать продукт по пять долларов за бутылку.

Результат — в 2010 году мы были на рынке вторыми. Еще пять лет назад мы были на шестом месте. Мы не будем сдаваться, пока не станем номером один. Зачем это нам? Такие цели мы ставим себе не из-за моих амбиций. Просто мы продаем то, в чем разбираемся лучше всего.

Сравните сами: потребитель, покупающий бутылку алкоголя за пять долларов в супермаркете, и клиент популярного ночного клуба, который может позволить себе бутылку Louis XIII за две тысячи долларов, — это разные люди. Разная жизнь, разная история, разная коммуникация. Все соверш