Отдам святое в хорошие руки

Спецвыпуск
«Эксперт» №23 (757) 13 июня 2011
Передача бухгалтерских, кадровых, зарплатных и прочих учетных функций сторонним компаниям не пользуется в России большой популярностью. Поставщиков такого рода услуг спасают иностранные компании, работающие у нас в стране, а утешают — надежды на европеизацию отечественного предпринимательства
Отдам святое в хорошие руки

Рынок аутсорсинга учетных функций мы исследуем уже во второй раз (статью по итогам первого исследования см. в № 48 за 2010 г.). И хотя в прошлом году российская экономика довольно резво оправлялась от кризиса, рынок аутсорсинга учета стагнирует.

В очередном рейтинге собраны сведения о 75 компаниях, работающих на рынке услуг аутсорсинга функций учета. Как и в прошлый раз, участниками исследования стали специализированные компании, а также аудиторско-консалтинговые группы (АКГ) и консалтинговые фирмы, для которых работа на подряде по учету является лишь одним из видов деятельности. В нынешний список по ряду причин не попали некоторые крупные игроки — АБУ, «Авенир», ФБК, — что, впрочем, не помешало нам выявить основные тенденции этого сектора бизнес-услуг.

Определяющей характеристикой рынка аутсорсинга функций учета по-прежнему остается высокая концентрация бизнеса: 52% суммарных доходов компаний рейтинга приходится на десяток фирм, специализирующихся только на этом виде деятельности. Совокупная выручка участников рейтинга по итогам 2010 года составила 3,8 млрд рублей против 3,2 млрд рублей в 2009-м (см. график 1). Однако темпы ее роста снизились и, по нашим оценкам, составили 13 против 20%, зафиксированных в прошлогоднем рейтинге. Если оценивать рынок только по показателям специализированных фирм, то прирост выручки по итогам 2010 года и вовсе затормозился до 5%.

Среди причин замедления роста участники рынка называют затухание эффекта посткризисного восстановления спроса на фоне сохраняющегося непонимания значительной частью отечественного бизнеса целесообразности и эффективности передачи на сторону таких деликатных функций, как, к примеру, ведение бухгалтерской и налоговой документации либо зарплатных ведомостей.

Поэтому неудивительно, что на передачу этих функций внешнему исполнителю гораздо охотнее идут работающие в России иностранные компании, с одной стороны имеющие положительный опыт такого рода перепоручительства, а с другой — стремящиеся обезопасить себя от рисков несоответствия требованиям российского законодательства. Среди клиентов аутсорсинговых фирм широко представлен малый бизнес — ему передача этих функций обходится дешевле содержания собственного штата бухгалтеров и кадровиков (пусть даже приходящих). Третья группа клиентов провайдеров аутсорсинга — компании крупного бизнеса, оптимизирующие свою деятельность и применяющие аутсорсинговую модель как альтернативу создания собственных расчетных центров.

Участники рынка, оценивая перспективы его развития, не видят возможностей значительного увеличения спроса на свои услуги со стороны ни одной из трех групп клиентов. Заметное расширение спроса если и ожидается, то в лучшем случае в среднесрочной перспективе.

На пониженных оборотах

Снижение темпов роста рынка, как уже было сказано, обусловлено общим состоянием экономики — не столь быстрым, как хотелось бы, ее восстановлением и, как следствие, коррекцией спроса на услуги аутсорсинг-провайдеров (впрочем, как и во многих других секторах сферы