На Москву!

Русский бизнес
«Эксперт» №24 (758) 20 июня 2011
Строительная группа ЛСР выкупила крупный кирпичный завод в Подмосковье. Питерцы выстраивают в Московском регионе ту же самую цепочку, что и у себя: от производства всей линейки материалов до строительства. Именно благодаря такому подходу ЛСР избежала краха в кризис и сегодня получает шанс экспансии в другие регионы
На Москву!

На прошлой неделе стало известно, что петербургская группа ЛСР завершила приобретение 93,44% уставного капитала одного из крупнейших в стране производителей лицевого кирпича — подмосковного ОАО «Павловская керамика». Сумма сделки составила 1,24 млрд рублей. По меркам кирпичного рынка это весьма приличные деньги. Вслед за этим от ЛСР пришла еще одна новость — компания приобрела месторождения известняка и глины в Рязанской области и собирается построить на них собственный цементный завод. Мы уже много раз слышали заявления о подобных намерениях, но не верить группе ЛСР нет оснований, ведь именно эта компания первой в России после тридцатилетнего перерыва построила совершенно новый цементный завод (см. «Блокада прорвана», «Эксперт» № 48 за 2010 год). Похоже, ЛСР и ее владелец сенатор Андрей Молчанов всерьез вознамерились покорить московский строительный рынок и попытаться занять на нем место некогда могущественной «Интеко», сейчас уходящей в небытие.

Подарок из ломбарда

«Павловская керамика» — завод по производству облицовочного кирпича, расположенный в подмосковном Павловском Посаде. Завод находится на промплощадке, существующей с конца XIX века, но отнюдь не является рухлядью. В 2006–2008 годах владевшая им удмуртская группа АСПЭК провела полную реконструкцию: все старые производственные корпуса были демонтированы, на их месте построены новые, проведена современная инженерия, установлено новое оборудование. Фактически завод был возведен с нуля. После реконструкции он стал одним из крупнейших в Центральной России, с мощностью 70 млн штук кирпича в год. Реконструкция осуществлялась на заемные деньги, всего было вложено около 50 млн долларов. Не успел завод раскрутиться и выйти на полную мощность, как грянул кризис. Спрос на кирпич сильно упал, продажи встали, а отдавать кредит и проценты по нему была вынуждена головная структура — группа АСПЭК. Продержав завод на своей шее год, компания не выдержала и в апреле 2010 года отдала 93,44% акций «Павловской керамики» и Павловско-Посадского горнодобывающего объединения, сырьевой базы завода, Сбербанку за долги. Таким образом, задолженность АСПЭКа перед Сбербанком была урегулирована, а «Павловская керамика» перешла в руки банкиров.

Известно, что банкиры, как правило, не любят возиться с промышленными предприятиями, достающимися им за долги. Ведь если завод достался тебе за долги, значит, дела его совсем плохи и придется восстанавливать бизнес. Но для этого в первую очередь необходимо наладить сбыт, для чего нужно хорошо знать рынок, а банкиры такими знаниями не обладают. Кроме того, придется поработать и над снижением себестоимости производства, для чего необходимо с умом подойти к изменению технологической цепочки и поставщиков (это еще более сложная задача для банковских работников). Для Сбербанка ситуация осложнялась еще и тем, что во время кризиса в его собственность попало такое количество всякого промышленного добра, что об эффективном управлении им и речи не шло. Выход один — продажа по остаточной ст