О виновниках волжской катастрофы

Разное
Москва, 18.07.2011
«Эксперт» №28 (762)

Много лет повсюду сопровождающий Путина журналист Колесников «до сих пор не видел премьера таким — поражённым и разъярённым одновременно». Это о визите Путина в Казань. На экстренно собранном там совещании премьер говорил, что гибель теплохода «Булгария» потрясла страну, что гибель множества людей — «дань, которую приходится платить за безалаберность, за алчность, за нарушение элементарных правил безопасности». «Как судно работало без лицензии? Как на него вообще билеты продавали в порту?! Как его выпустили из порта?! Кто разрешил?! Где был Ространснадзор?» — спрашивал премьер. Эти вопросы безусловно правомочны, и понятна надежда премьера на то, что «правоохранительные органы проведут тщательное объективное расследование, дадут должную оценку деятельности всех должностных лиц». Но проблемы, вскрытые волжской катастрофой, не исчерпываются огрехами в работе Росречрегистра, Росморречфлота, Ространснадзора и каких угодно других ведомств. Разумеется, конкретные чиновники, по безалаберности и/или алчности не выполнявшие своих прямых обязанностей, должны быть наказаны. По мне, так было бы очень уместно не ограничиваться, как то обычно случается, наказанием стрелочников, а уволить и руководителей сбоивших контор — но всё это вместе будет даже не полдела. Настоящее дело много серьёзнее.

По всем канонам, до окончания расследования не положено говорить о причинах гибели «Булгарии», но основа, на которой все мыслимые варианты конкретных причин и процвели, вылезла наружу в первых же газетных сообщениях. У дряхлой посудины, успевшей до своих последних рейсов семь лет недвижно поржаветь в затоне, на момент трагедии были: хозяин (компания с гордым названием «Камское речное пароходство»), арендатор (некое ООО) и субарендатор (ещё одно ООО). То есть с рухляди, по которой плачет свалка, снимали три слоя прибыли — узнав об этом простом факте, нормальный человек сразу понимает всё. Он понимает, почему ни в одну из последних зим на теплоходе не проводились регламентные ремонтные работы; почему изношенные детали двигателя не заменялись, а восстанавливались; почему капитан «Булгарии», определённо не желавший на неисправном судне выходить в шторм, после телефонного звонка «сверху» всё-таки приказал отчаливать. Потому что люди, так активно экономящие на налогах (а трёхслойность бизнеса не означает ничего иного), ещё более активно экономят на таких глупостях, как обеспечение безопасности никому не интересных третьих лиц.

Но самые важные аспекты проблемы начинают раскрываться с того момента, как обратишь внимание на собственников собственника злосчастного корыта. Они более чем характерны: офшор — и Российская Федерация. Нет, у государства не контрольный пакет ОАО «Судоходная компания “Камское речное пароходство”», но и 42% голосующих акций не так уж мало. Поэтому департамент государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса РФ (как я понимаю, именно там кто-то рулит этим госпакетом) в существенной мере отвечает за жизнь и нравы ОАО — и в общем, и в

У партнеров

    «Эксперт»
    №28 (762) 18 июля 2011
    Приватизация
    Содержание:
    Приватизация бессмысленная и беспощадная

    Главная причина новой волны распродажи госсобственности — идейно-политические соображения. Но все ведь помнят, к чему приводит подчинение экономических решений идеологическим установкам

    Без рубрики
    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Спецвыпуск
    На улице Правды
    Реклама