Вагоны заехали в тупик

Русский бизнес
Москва, 18.07.2011
«Эксперт» №28 (762)
Система грузовых железнодорожных перевозок становится препятствием для развития товарных рынков. Вывести железнодорожное хозяйство из тупика невозможно без масштабных инвестиций в расширение железнодорожной инфраструктуры и изменение модели управления перевозками

Фото: Markel Redondo-Voces Mesoamerica-Panos Pictures-Agency.Photographer.ru

Рынок грузовых железнодорожных перевозок лихорадит. Производители стройматериалов, цемента, леса, минеральных удобрений, прочих грузов строчат письма премьеру Владимиру Путину и другим высокопоставленным федеральным чиновникам. В них они негодуют, что заявки на поставку грузовых вагонов не выполняются, склады затовариваются, тарифы растут, железная дорога обрастает многочисленными посредническими структурами, накручивающими цены. Фактически на рынке грузоперевозок складывается кризисная ситуация. Поскольку на долю железнодорожного транспорта приходится около 85% грузооборота, заторы в основном канале доставки грузов становятся реальной угрозой экономическому росту. И уже поступают первые тревожные статистические данные. Объем перевозки строительных грузов по железной дороге в июне снизился до 14,6 млн с майских 14,9 млн тонн. Вроде бы не так много, но это — в разгар строительного сезона. Такое торможение в последний раз было зафиксировано летом 2008 года, накануне финансового кризиса. Однако в то время отрицательная динамика сопровождалась падением оборотов в строительной индустрии, сейчас никаких явных предпосылок для такого развития событий вроде бы нет. Признаки стагнации перевозок заметны и в некоторых других отраслях: в производстве химических и минеральных удобрений, лесозаготовке.

Участники рынка перевозок связывают трудности при транспортировке грузов с реформой РЖД, а также с неосторожными действиями дочерних грузовых компаний железнодорожной монополии, которые образовались в ходе реформирования отрасли.

РЖД пытается стабилизировать ситуацию. Однако пока это скорее спонтанные шаги, направленные на устранение наиболее очевидных перекосов в системе управления перевозками, тогда как отрасль нуждается в масштабных и осмысленных инвестициях в развитие железнодорожной инфраструктуры и расшивку ее узких мест.

Вагоны оторвались от РЖД

Железнодорожное хозяйство состоит из трех базовых компонентов: вагонного парка, локомотивов, сетевой инфраструктуры — рельсов, шпал, станций. Исторически все эти элементы были объединены под крылом Министерства путей сообщения, на базе которого в 2003 году возникло ОАО «Российские железные дороги» (РЖД).

Алгоритм перевозки грузов в системе МПС—РЖД был выстроен следующим образом. Предприятие (грузоотправитель) обращалось в товарную контору узловой станции с заявкой на перевозку. Заявки принимали и обрабатывали центры фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО), собирая пул вагонов под погрузку. Затем РЖД осуществляло оперативное управление перевозками: выделяло локомотивы, распределяло составы по сортировочным станциям, отвечало за доставку груза и т. д. Периодически в этой вертикально интегрированной системе происходили сбои, однако в целом она переваривала грузопоток.

Сначала основная доля вагонного парка была в руках РЖД. Однако после изменения системы расчетов при перевозке грузов в стране стали появляться частные вагонные операторы. Стимулом для развития этого бизнеса послужило разделение единого железнодорожн

У партнеров

    «Эксперт»
    №28 (762) 18 июля 2011
    Приватизация
    Содержание:
    Приватизация бессмысленная и беспощадная

    Главная причина новой волны распродажи госсобственности — идейно-политические соображения. Но все ведь помнят, к чему приводит подчинение экономических решений идеологическим установкам

    Без рубрики
    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Спецвыпуск
    На улице Правды
    Реклама