Алкоголь — под контроль

Повестка дня
Москва, 25.07.2011
«Эксперт» №29 (763)

Фото: Кирилл Овчинников/ Agency.Photographer.ru

Власти ужесточают требования к алкогольному рынку. На прошлой неделе президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции”».

Новые законодательные инициативы — важные и позитивные в плане оздоровления общества — затрагивают три аспекта алкогольного рынка: оборот спирта, розничные продажи алкоголя и статус пива (по новому закону пиво стало алкоголем). Тяжелее всего придется производителям и потребителям спирта. Вводится обязательный госконтроль за мощностями по его производству, самому производству предъявляется ряд новых лицензионных требований. Уточняется понятийный аппарат, четко разделяющий спирт для выпуска алкогольных напитков и для лекарственных средств. На всей потребительской таре следует указывать информацию об объемах содержания этилового спирта в продукции. Положение компаний усугубляют и недавно дополнившие алкогольный закон требования Налогового кодекса лицензировать перевозки этилового спирта.

В розничном секторе закон в большей степени коснется мелких предпринимателей. Число торговцев спиртным скоро сократится из-за жестких запретительных мер, касающихся мест и времени его продажи. Так, с 1 января 2012 года алкоголь запретят продавать в общественных местах и местах массового скопления. А ровно через год будет введен тотальный запрет на продажу, в том числе пива, с 23.00 до 8 утра. Строгие карательные меры — вплоть до уголовной ответственности — предусмотрены за продажу пива несовершеннолетним.

Еще на стадии принятия закон вызвал основные дискуссии на пивном рынке. Производители выражали недовольство, что в соответствии с новым документом пиво и напитки на его основе получают статус алкогольной продукции. Это повышает административные требования к отрасли: вводится лицензирование производства, действует запрет на рекламу, ограничения в местах продаж и проч. Между тем новшество вряд ли негативно отразится на самих производителях: снижения и объемов, и продаж они не планируют. Изменится лишь их отношение к продвижению и розничным операторам. «Сейчас мы пересматриваем наши бюджеты, и, пока еще закон не вступил в полную силу, мы намерены больше рекламироваться, — говорит директор по продажам компании “Очаково” Владимир Ефремов. — Что касается наших продаж, то мы будем искать способы восполнения потерь от мелкой и нестационарной розницы, например за счет сетевых магазинов».

Нынешние нововведения — уже третья попытка властей с начала 2000-х навести порядок в отрасли. Первая реформа прошла в 2000–2005 годах, тогда всю страну поделили на отдельные алкогольные зоны, в каждой были установлены свои акцизные склады. Следующие изменения последовали в 2006–2009 годах, в это время ввели Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС), предназначенную для автоматизации госконтроля за объемом производства и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Есл

У партнеров

    «Эксперт»
    №29 (763) 25 июля 2011
    Медиаскандал
    Содержание:
    Империя под ударом

    Медийный скандал в Британии ставит вопросы об отношениях СМИ, политики и общества, причем не только на Британских островах, но и за их пределами

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама