На биржу — через интернет

Русский бизнес
«Эксперт» №29 (763) 25 июля 2011
Компания «Ютинет.ру» стала первым в стране интернет-ритейлером, вышедшим на IPO. Инвесторы готовы вкладывать в отрасль, осталось заманить потребителей
На биржу — через интернет

«Можно было бы долго развиваться до желаемых высот на сегодняшние три процента маржи по EBITDA. А мы хотим вырасти быстро», — объясняет генеральный директор «Ютинет.ру» Михаил Уколов причину выхода своей компании на IPO, состоявшееся 19 июля. Размещение прошло с ажиотажем: спрос превысил предложение в 3,3 раза, и акции торговались по верхнему ценовому коридору — 195 рублей за штуку. Продав 10-процентный пакет, компания привлекла 390 млн рублей. Правда, рыночная оценка, соответствующая 48 EBITDA 2011 года, оказалась втрое ниже, чем рассчитал «Финам», организатор размещения — 100–170 EBITDA. Но это больше, чем у крупнейших интернет-магазинов, таких как Amazon и eBay, — они торгуются соответственно по 36 и 11,5 прогнозных EBITDA 2011 года.

Успехом «Ютинет.ру» обязан не только впечатляющим итогам семилетней работы на рынке интернет-торговли, то есть четвертым местом по обороту среди интернет-магазинов бытовой техники и электроники и 15% рынка онлайн-продаж ноутбуков. Ажиотаж среди инвесторов объясняется их верой в светлое будущее российского интернета, поскольку его и «Ютинет.ру» настоящее, в отличие от того же Amazon, значительно скромнее прогнозов. Так, на онлайн-продажи электроники в России приходится только 9% рынка — в три–четыре раза меньше, чем в ЕС и США, что говорит об их большом потенциале. А сам «Ютинет.ру» планирует к 2015 году нарастить выручку в десятки раз — с неполного прошлогоднего миллиарда рублей до 24 млрд, аудиторию — в шесть раз, с 23 тыс. посетителей в день до 137 тыс. Особенно крепка вера в перспективы «Ютинет.ру» у иностранных инвесторов: 75% акций приобрели инвестиционные фонды из Гонконга, США, и Европы.

Ноутбук для лежания на диване

В прошлом месяце Михаил Уколов покупал жене велосипед. Хотели белый, с корзинкой, чтобы ездить на даче. На сайте, где Михаил делал покупку, 20 тыс. моделей, а его знания о велотехнике ограничиваются названиями «Турист» и «Кама». Выбор был сложным: пришлось разбираться в типах велосипедов — горные или шоссейные, видах велосипедных тормозов — ободные или дисковые и т. п. Выбрать модель по цвету, а тем более по наличию корзинки было нельзя. «Преимущество интернет-магазинов — огромный ассортимент. Но устроены они по принципу каталога — перечня товаров, а как клиент совершит выбор, никого не волнует», — расстраивается Уколов. У руководимого им самим «Ютинет.ру» в ассортименте 2 тыс. ноутбуков, тогда как, например, у «М.Видео» — около 250, и проблема, которую, по словам Михаила Уколова, они с коллегами решают, — это именно избавление покупателей от сложностей при выборе товара из большого ассортимента. Это главное конкурентное преимущество «Ютинет.ру» и, по мнению руководства компании, принесло ей 40% нынешней акционерной стоимости.

Сначала «Ютинет.ру» сделал систему поиска, как все, преимущественно по техническим параметрам. При этом в компании понимали, что такой вариант, мягко говоря, несовершенен. «Как покупают ноутбуки? Есть десять процентов людей, которые знают, что такое память, процессор, час