Свобода и справедливость

Книги
Москва, 25.07.2011
«Эксперт» №29 (763)
Чтобы жить как в Европе, нужно не многое: социальная солидарность и социальная ответственность

В Конституции РФ написано, что Россия является социальным государством. Но есть подозрение, что подавляющее большинство наших граждан вряд ли смогут объяснить, что это такое.

Книга «Социальная Европа в XXI веке», написанная специалистами Института Европы РАН, довольно подробно рассказывает о том, что такое социальное государство в современной Европе, каковы его проблемы и перспективы, и сравнивает европейскую и американскую социальную модели.

Одним из творцов концепции социального государства был Людвиг Эрхард, исходивший из убеждения, что «бедность является важнейшим средством духовной изоляции человека, чахнущего в мелких каждодневных заботах и не способного к общественному самовыражению или свободным действиям». Авторы цитируют известного немецкого экономиста и политика Альфреда Мюллер-Армака, который, собственно, и ввел в оборот выражение «социально-рыночная экономика» и написал, что «одна лишь свобода превратилась бы в пустой звук, если бы не соединялась с социальной справедливостью как обязательной задачей». И именно эти слова отражают принципы, положенные в основу европейского понимания социального государства.

Европейская социальная модель родилась, если так можно выразиться, на полях Второй мировой. Как сказал де Голль, «эта большая война… является также большой революцией». Ужасы войны заставили очень многих политиков и просто граждан по-новому воспринимать ценности солидарности, взаимопомощи, свободы и их взаимосвязь. И не случайно в Великобритании доклад лорда Бевериджа, посвященный теме достижения социальной справедливости, появился в 1944 году.

В основу Европейской социальной модели (ЕСМ) положено несколько принципов, закрепленных в официальных документах Евросоюза: социальная солидарность, социальное сплочение, социальная справедливость и социальная ответственность. И это не просто слова, это понятия, определяющие реальную политику в послевоенной Европе. Политику, ставшую результатом и требований организаций трудящихся, и превентивной политики предпринимателей и государств, стремившихся предотвратить потрясения, характерные для первой половины ХХ века. Как замечают авторы, в основу этой политики было положено обязательство достичь равновесия между экономическим ростом и социальной справедливостью, которая, в частности, выражалась в стремлении обеспечить полную занятость и гарантировать социальные права и благосостояние граждан вне зависимости от состояния рынка труда. ЕСМ основана на убеждении, что социальная справедливость и социальное выравнивание должны пойти на пользу экономическому развитию, а экономическое развитие — на пользу социальному выравниванию.

Но, несмотря на общие принципы, каждая страна выбирала собственные пути их реализации.

Авторы отмечают четыре ветви ЕСМ: англосаксонскую, скандинавскую, континентальную, средиземноморскую. Согласно англосаксонской — либеральной — модели система социальных пособий стимулирует быстрое возвращение бенефициаров на рынок труда, а не «отвлекает их от поисков работы». В основе скандин

У партнеров

    «Эксперт»
    №29 (763) 25 июля 2011
    Медиаскандал
    Содержание:
    Империя под ударом

    Медийный скандал в Британии ставит вопросы об отношениях СМИ, политики и общества, причем не только на Британских островах, но и за их пределами

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама