Москва, 26.09.2016

Железный пояс России

Промышленность Среди создателей Транссибирской магистрали трудно выделить кого-то одного. Это была группа разных — по-своему выдающихся — людей
Фото: РИА Новости
  1. Россия и ее герои
    Редакционная статья
  2. «Фотография в натуральных цветах — моя специальность…»
    Знаменитый русский фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский, создавший с помощью нового изобразительного средства — цветной фотографии — цельный образ Российской империи, сегодня известен, пожалуй, лишь знатокам и специалистам


Статья доступна только подписчикам журнала

Купив подписку на ONLINE-версию журнала, вы получите доступ ко всем архивным материалам журнала «Эксперт»
240 месяц
Подпишитесь, чтобы иметь полный доступ к материалам журнала «Эксперт»
Expert.ru Доступ к закрытым материалам на сайте Expert.ru
Журнал + Expert.ru Доступ к закрытым материалам на сайте Expert.ru + доставка печатной версии
Журнал «Эксперт» Доставка печатной версии журнала
Уже оформили подписку? Авторизируйтесь
* Без регистрации вы сможете читать статью только на том устройстве, и в том браузере,
с которого была произведена оплата. Чтобы иметь доступ с любого устройства создайте аккаунт

Не проехав из столицы до Дальнего Востока, нельзя будет называться подлинным русским…
С.Ю. Витте, министр путей сообщения

Транссибирская железнодорожная магистраль (Транссиб), построенная в России в конце XIX — начале XX века, соединила европейскую и азиатскую части страны надежным и эффективным транспортным путем. Строительство Транссиба считается выдающимся событием в истории не только инженерной мысли, но и цивилизации в целом. В 1904 году журнал Scientific American назвал Транссиб самым выдающимся техническим достижением рубежа веков. Сразу по трем номинациям — общая длина, количество станций и темпы сооружения — он входит в Книгу рекордов Гиннесса. Транссибирская магистраль не потеряла своего значения и в современный период — это мощная двухпутная электрифицированная железнодорожная линия, позволяющая перевозить до 100 млн тонн грузов и миллионы пассажиров в год. Важное место ей уделяется в Транспортной стратегии России, в рамках которой Транссиб планируется развивать как международный транспортный коридор между странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Европой. Значение Транссиба для освоения восточных регионов страны, решения геоэкономических и геополитических задач трудно переоценить.

Рождение проекта

Вопрос о строительстве железных дорог в Сибири поднимался неоднократно начиная с 50-х годов XIX столетия. Отечественные ученые и инженеры разработали ряд проектов, но все они не нашли поддержки у правительства.

Промышленный подъем в России в конце XIX века, необходимость освоения восточных окраин, военно-стратегические соображения стали решающими факторами для принятия решения о строительстве «сплошной через всю Сибирь» железной дороги.

Первый практический толчок к началу сооружения магистрали дал император Александр III. В 1886 году на отчет иркутского генерал-губернатора им была наложена резолюция: «Уж сколько отчетов генерал-губернаторов Сибири я читал и должен с грустью и стыдом сознаться, что правительство до сих пор почти ничего не сделало для удовлетворения потребностей этого богатого, но запущенного края. А пора, давно пора». В том же году Александр III приказал «представить соображения» по поводу подготовки к строительству железной дороги.

Начать изыскание кратчайшего рельсового пути было решено в пределах полосы между 51-м и 56-м градусами северной широты, где географические условия представлялись наиболее благоприятными не только для строительства новой дороги, но и для последующего освоения земель, главным образом сельскохозяйственных.

В 1887 году под руководством инженеров Н. П. Меженинова, О. П. Вяземского и А. И. Урсати были организованы три экспедиции для изысканий трасс Среднесибирской, Забайкальской и Южно-Уссурийской железных дорог; в 1890-м эти экспедиции в основном завершили работу.

При выборе трассы магистрали и ее отдельных участков было много альтернативных вариантов. Так, при проведении изысканий западного участка Транссиба были изучены три основных направления трассы: 1. Тюмень—Барабинская—Красноярск—Нижнеудинск; 2.

Схема железных дорог Транссиба