Коллапса не будет

Русский бизнес
«Эксперт» №32 (765) 15 августа 2011
Решение властей о форсированном выводе из эксплуатации на регулярных рейсах устаревших советских самолетов не приведет к значительному сокращению пассажиропотока, а лишь поспособствует повышению безопасности полетов и ускоренному обновлению парка российских авиакомпаний
Коллапса не будет

Российские власти официально подтвердили свое решение запретить с 1 января 2012 года эксплуатацию на регулярных рейсах пассажирских воздушных судов вместимостью более девяти человек с газотурбинными двигателями, не оборудованных системами раннего предупреждения приближения к поверхности земли (СРППЗ) и предотвращения столкновений в воздухе (TCAS).

Запрет распространяется на все региональные самолеты, включая Ан-2, Ан-24, Як-40 и Ту-134, а также на вертолеты Ми-8. Министр транспорта Игорь Левитин уже поручил руководителю Росавиации Александру Нерадько направить авиакомпаниям директиву о прекращении продаж авиабилетов на рейсы, выполняемые на лайнерах указанных типов. При этом глава Минтранса отдельно обратился в Минпромторг и в КБ «Туполев» с предложением о прекращении процедур увеличения ресурсов и продления сроков службы самолетов типа Ту-134, эксплуатирующихся на регулярных авиалиниях.

Непосредственным поводом для столь жестких мер стала целая серия недавних авиакатастроф с участием устаревших самолетов и вертолетов советского производства. Началось все в конце июня, когда под Петрозаводском при заходе на посадку в сложных метеоусловиях разбился Ту-134 авиакомпании «РусЭйр». Из 52 человек, находившихся на борту самолета, погибли 47. Причины катастрофы официально пока не названы, но, как стало известно, разбившийся самолет не был оборудован СРППЗ, что могло стать косвенной причиной трагедии. Кроме того, проведенная Росавиацией проверка «РусЭйр» выявила целый ряд нарушений в деятельности авиакомпании, в результате чего действие сертификата эксплуатанта авиаперевозчика было приостановлено. Очень скоро случилась новая беда: 5 июля в Иркутской области разбился вертолет Ми-8, погибли два человека. Спустя неделю самолет Ан-24 авиакомпании «Ангара», выполнявший рейс Томск—Сургут, из-за возгорания в левом двигателе совершил вынужденную посадку на воду в бассейне Оби на границе Томской области и Ханты-Мансийского автономного округа. Из 37 человек, находившихся на борту, семеро погибли, еще 20 были доставлены в больницу с тяжелыми травмами. Наконец, во второй половине июля из-за отказа двигателей один за другим потерпели крушение еще три вертолета Ми-8: один в Красноярском крае, второй — в Свердловской области, третий — на Чукотке. В этих катастрофах погибло еще четыре человека.

Череда трагических событий не могла не вызвать реакции властей. Дмитрий Медведев на специально созванном совещании, посвященном безопасности полетов, поручил Минтрансу в кратчайший срок подготовить план форсированного вывода из эксплуатации самолетов Ту-134 и Ан-24. «Нужно, чтобы со следующего года они вообще не летали на регулярных линиях. И не только из-за катастроф, но и просто потому, что это уже пора сделать», — подчеркнул президент. В то же время глава государства дал понять, что на чартерных маршрутах эксплуатация устаревших самолетов и вертолетов все еще возможна: «Там другая ситуация и несколько иные правила».

Красноярский демарш

Но даже такое компромиссное решение директ