Крах дуополии

Airbus и Boeing решили не разрабатывать новые узкофюзеляжные самолеты, а глубоко модернизировать существующие модели. Это дает Канаде, России и Китаю шанс успешно реализовать программы создания новых экономичных авиалайнеров и потеснить на рынке именитых конкурентов

Европейский авиастроительный концерн Airbus принял решение вывести на рынок новую версию лайнера A320 NEO (New Engine Options) почти на год раньше намеченного срока — уже в октябре 2015-го. По словам главы Airbus Томаса Эндерса, ускорение реализации программы NEO продиктовано резким увеличением спроса на экономичные самолеты из-за роста цен на нефть. Но есть и еще одна причина для спешки: грядущее появление на рынке сразу трех новых производителей магистральных узкофюзеляжных лайнеров — канадской Bombardier, китайской Comac и российской «Иркут». И если две последние компании начнут поставки не ранее 2016 года, то канадцы сделают это уже в 2013-м. Поэтому сомневаться не стоит: главная цель нового производственного плана Airbus — максимально сократить отставание от Bombardier и опередить остальных конкурентов.

Парижский триумфатор

Все модели NEO будут отличаться от своих предшественников повышенной топливной эффективностью. Ее должны обеспечить главным образом новые двигатели PurePower корпорации Pratt & Whitney. Эти моторы как минимум на 15% экономичнее всех остальных силовых установок, находящихся сейчас в эксплуатации. Таких показателей их разработчикам удалось добиться за счет применения в конструкции новых двигателей специальных редукторов, которые дают возможность турбинам вращаться быстрее, а вентиляторам — медленнее. По словам вице-президента Pratt & Whitney Роберта Сайи, эта инновация позволила сократить количество лопаток на полторы тысячи и резко снизить вес новых двигателей, что, в свою очередь, сделало их менее шумными. Тем не менее о безоговорочной победе Pratt & Whitney над конкурентами речи не идет. Airbus уже объявил, что наряду с двигателями серии PurePower на самолетах NEO будут монтироваться и силовые установки Leap-X компании CFM International (принадлежит General Electric и Snecma), которые тоже способны снизить расход топлива не менее чем на 15%. «Я почти не сомневаюсь, что в дол­го­срочной перспективе обе эти двига­телестроительные компании поделят рынок», — заявил вице-президент Airbus по продажам Джон Лихи.

Airbus собирается оснастить свои модернизированные авиалайнеры и новыми законцовками крыльев в виде акульих плавников (так называемые sharklets). Применение этих устройств снизит расход авиакеросина еще на 3–4%. В результате суммарная экономия топлива составит около 18%. Это позволит увеличить дальность полета A320 NEO примерно на 950 км или повысить грузоподъемность лайнера почти на 2 тонны.

Европейский концерн намерен в общей сложности вложить в программу NEO почти 1 млрд евро. Эти средства будут потрачены преимущественно на инженерные работы по созданию нового пилона двигателя и укреплению центроплана, а также на закупку дублирующего инструментария. В целом же по конструкции планер A320 NEO будет на 95% схож с эксплуатирующимися сейчас самолетами этого семейства. По словам исполнительного вице-президента Airbus Томаса Уильямса, в ходе реализации проекта NEO никаких радикальных изменений в производственном

У партнеров

    «Эксперт»
    №32 (765) 15 августа 2011
    Финансовый кризис
    Содержание:
    Фондовая Фукусима

    Снижение суверенного кредитного рейтинга США и нарастание проблем в еврозоне вызвали панику на финансовых рынках по всему миру. Однако есть надежда, что нового витка экономического кризиса удастся избежать

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама