Из профсоюзной игрушки — в индустрию

Русский бизнес
«Эксперт» №33 (766) 22 августа 2011
Новая федеральная программа развития туризма — первая попытка превратить внутренний туризм в реальную отрасль экономики с годовым оборотом 30 млрд долларов, считает руководитель НИЦ инновационных технологий профессор Александр Шнайдер
Из профсоюзной игрушки — в индустрию

Соседка Лена решила сэкономить и поехать в отпуск не в Турцию, как обычно, а на Черное море. «Найду уютную комнатку за пятьсот рублей в сутки, в интернете пишут, что таких полно, — фантазировала она, — авиабилеты в Сочи и без чартеров недорогие». Но комната за 500 рублей оказалась не приспособленным для жизни сараем с мышами и паутиной в углу. Помыкавшись на солнцепеке несколько часов, заселилась практически в первый попавшийся пансионат за 2800 рублей в сутки, правда с питанием. В качестве питания — котлеты с макаронами и каша по утрам и вечерам, и такой уровень не только в столовой, но и на ресепшн, и в номерах — везде. Вернулась через неделю (а не две, как планировала, — деньги кончились) загорелая, но недовольная: отдых оказался в итоге дорогим, сервис беспощадным, а любая возможность «красивой жизни» — неподъемной по цене. Примерно такая же картина — в любой точке на туристической карте нашей страны.

Проблемами туристической отрасли наконец озаботилось и правительство. Президиум правительства утвердил Федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ на 2011–2018 годы» с общим объемом финансирования 332 млрд рублей. По сути это первый масштабный документ, направленный на развитие отрасли. Во многих странах мира, как развитых, так и не очень, доля внутреннего туризма в ВВП достигает 15–20%, у нас эта цифра составляет 1,1%. На мировом туристическом рынке мы занимаем около 3%, тогда как потенциально наша страна, по оценкам Всемирного экономического форума (2011 год), могла бы быть в первой десятке: Россия занимает 5-е место в мире по природным красотам и 9-е по наличию объектов культурного наследия. Пока же мы занимаем 59-е место по конкурентоспособности туристического сектора экономики в целом, а по таким показателям, как качество дорог, ценовая доступность гостиниц, эффективность маркетинга и брендинга в туризме — далеко за сотню в общем рейтинге из 133 стран мира. О том, удастся ли с помощью новой федеральной целевой программы изменить ситуацию в отрасли и наконец превратить ее в реальную индустрию, «Эксперт» поговорил с профессором Александром Шнайдером, научным руководителем Научно-исследовательского центра инновационных технологий, на основе разработок которого и создавалась федеральная программа.

Известно, что стоимость отдыха в России в большинстве случаев выше, чем во многих странах — Турции, Египте и других. Между тем наша туристическая отрасль, имей она возможность заполучить поток выезжающих сегодня за границу туристов, смогла бы и развиться, и цены снизить. Как можно преодолеть это противоречие?

— Для нашей страны туризм всегда был не отраслью экономики, а какой-то социальной, профсоюзной игрушкой. Для того чтобы превратить его в реальную индустрию, мало экономической, рыночной свободы — необходимо финансовое участие государства, иначе отдых в Подмосковье у нас так и будет в три раза дороже отдыха в Турции. У нашего коллектива есть опыт ведения туристических проектов: еще в 2004 году мы стали создавать