Народ за Виктора Ремшу

Частные инвестиции
«Эксперт» №34 (767) 29 августа 2011
Как иностранный капитал влияет на российский рынок акций, надулся ли пузырь в IT-сегменте экономики и что будет с бумажными СМИ
Народ за Виктора Ремшу

Владелец инвестиционного холдинга «Финам», лидера среди российских инвесткомпаний по объему торгов на ММВБ (257 млрд рублей в июле 2011 года) и количеству активных клиентов, Виктор Ремша редко дает интервью, не любит фотографироваться и рассказывает о себе довольно сдержанно. На вопрос, как удалось за полтора десятка лет создать холдинг, в активах которого финансовые, медийные и интернет-компании, Виктор отвечает, что ему повезло. Везение, возможно, заключается в удачном инвестировании в IT-компании — прибыль от их деятельности или перепродажи существенно превзошла стартовые вложения. Но суть этого везения — талант инвестора, менеджера и специалиста по маркетингу, способного на нетривиальные шаги, уникальные предложения для клиентов и ценящего человеческий капитал. Поэтому небольшая компания «Финанс-аналитик» стала инвестиционным холдингом «Финам» с собственными средствами в 3 млрд рублей.

Предтеча Web 2.0

Инвестиционная компания «Финанс-аналитик» возникла в 1994 году. Первый бизнес был информационно-аналитическим: издавался бюллетень «Портфель инвестора» с данными о стоимости ценных бумаг, сведениями об эмитентах и финансовыми новостями. В 1996 году компания начинает заниматься брокерской деятельностью и получает аккредитацию на Российской бирже. В 1998 году Виктор Ремша сделал ставку на предоставление брокерских услуг широкому кругу физических лиц (это направление работы основное и в настоящее время). Тогда же появился сайт Finam.ru (finam — сокращенно от finance analytic Moscow, код компании «Финанс-аналитик» на торгах в «классическом» РТС). Спустя десять лет сайт стал главным информационным ресурсом по биржевой торговле с посещаемостью порядка 120 тыс. человек в день — на зависть конкурентам.

Поначалу с информацией для сайта было не густо, зато клиентам компании выдавался логин и пароль, и они могли скачать ценовую историю стоимости акций для построения графиков. Такого сервиса не было ни у кого. Следующим важным шагом для наполнения ресурса информацией стало решение компании размещать на сайте аналитические материалы других брокеров, то есть конкурентов (практика действует и сегодня). Впрочем, некоторые правообладатели запрещают «Финаму» публиковать свои материалы на сайте, считая, что он на них паразитирует.

Затем пользователи получили возможность размещать на информационном сайте свои и комментировать чужие статьи. Так родилось виртуальное сообщество биржевых игроков. Концепция Web 2.0 (наполнение сайта контентом посетителей) была сформулирована интернетчиками намного позже.

Сайтовое общение, которое процветало и процветает сейчас, — понятие специфическое. Комментарии биржевых игроков напоминают записки лудоманов, готовых круглосуточно спекулировать на бирже, презирая основы рынка ценных бумаг. Возможно, многих это отвратило от фондового рынка (если ты заинтересовался биржевой торговлей, то на сайт Finam.ru попадешь неизбежно), но и российская система раскрытия информации эмитентами в интернете была создана только в 2004 году.

Народу (в ка