Немецкая лоза

Международный бизнес
«Эксперт» №36 (769) 12 сентября 2011
Виноделы Германии прочно контролируют внутренний рынок страны и ведут экспансию на иностранных рынках. Россия в качественном немецком вине пока не заинтересована
Немецкая лоза

«Кризис? Мы не знаем такого слова. Когда у других кризис, у нас растут продажи. Вы же понимаете, потребление алкоголя — это такая штука, в неспокойные времена оно только растет», — Вильфрид Эспеншид, полноватый улыбающийся мужчина с короткой бородкой, потягивает из запотевшего бокала вино собственного производства. В городке Флонхайм на берегу Рейна Вильфрид Эспеншид вот уже более тридцати лет управляет одним из самых успешных виноградников — компанией Espenhof. Винодельческое хозяйство семьи Эспеншид пережило объединение Германии, кризис новой экономики, рост безработицы при канцлере Шредере и надеется пережить очередной кризис. Пить вино немцы переставать не собираются — более того, аппетит германских потребителей настолько высок, что местные производители могут еще долго наращивать объемы производства.

Любимый напиток немцев

«В год в ФРГ производится около 9,5 миллиона гектолитров вина. При этом немцы потребляют 16,5 миллиона гектолитров. Ни одна страна мира не импортирует столько вина, сколько закупает его Германия», — приводит «Эксперту» подсчет Эрнст Бюшер, руководитель отдела прессы Немецкого института вина — ведущей независимой организации ФРГ в области виноделия. Хотя по объему немцы потребляют больше пива, чем вина (около 86 млн против 20 млн гектолитров в год), именно вино главный алкогольный напиток по количеству потраченных на него денег. Если всего в год немцы тратят на покупку алкоголя около 17 млрд евро, то на приобретение вина приходится более 30% этой суммы, а если брать в расчет еще и игристые вина, выйдут все 40%. Суммарные же траты на пиво держат второе место.

Растут и объемы выпитого немцами вина. Средний гражданин, включая стариков и младенцев, выпивает в год более 20 литров — это на 5% больше, чем десять лет назад, или вдвое больше, чем в 1960-е. Главным производимым в Германии сортом винограда остается рислинг — почвы долин Рейна и Мозеля традиционно считались лучшими для него, и сегодня на Германию приходится 61% мировых посадок рислинга. Впрочем, возделываются и другие сорта: в первую очередь поздний бургундер, мюллер-тургау, сильванер.

Просто позитивное развитие рынка потребления вина не устраивает немецких виноделов. Все чаще они ищут новые формы работы с потребителями, прежде всего в области винного туризма и гастрономии. «Мы давно хотели вложиться в работу с туристами, — говорит Вильфрид Эспеншид. — Первые шаги в этом направлении мы сделали еще десять лет назад, но тогда сильно ошиблись. Мы подумали, что достаточно предложить туристам шале в виноградниках, но оказалось, что люди, приезжающие в винный регион, хотят не просто переночевать в шале, а получить топ-сервис. Им нужны хороший отель, завтрак, ужин, вся программа. Тогда мы пошли по другому пути: выкупили одно из зданий в городе, полностью перестроили его под гостиницу с рестораном, и теперь дела идут отлично. Двухместный номер стоит 98 евро в сутки, что достаточно дорого для немецкой провинции, но мы забронированы до сентября следующего года». Рост бизнеса пот