О слабых ответах

Разное
«Эксперт» №36 (769) 12 сентября 2011
О слабых ответах

На совещании, экстренно собранном после ужасной ярославской катастрофы, президент Медведев, оговорившись, что не хочет «предвосхищать результаты следствия, технического и юридического расследования», сказал, что «тем не менее из этих результатов должны быть сделаны надлежащие выводы». Сделаны — и положены в основу будущих решений. Один из таких выводов — или уже решений? — президент огласил в следующей же фразе. Гражданской авиации нужно помочь («даже несмотря на то, что это большие затраты для бюджета, очень большие затраты») в приобретении современных транспортных средств — «причём безотносительно к стране происхождения этих транспортных средств». Значит, что там покажет расследование, пока неизвестно, но что по его результатам можно будет наконец похоронить отечественное авиастроение, уже очень и очень похоже.

(Не могу здесь не вспомнить недавние слова президента про ЕГЭ. Поручая организовать широкую дискуссию о нём, он и тогда сразу предрёк её итог: «Мы не собираемся свернуть с этой дороги». Результат такой постановки вопроса уже налицо. Только что Рособрнадзор рекомендовал регионам «разработать программы обучения этическим нормам членов государственных экзаменационных комиссий и организаторов проведения единого государственного экзамена». Видите — оказывается, всё-то дело в том, что организаторам проведения ЕГЭ мамы в детстве ни разу не сказали, что лгать, воровать или, там, хамить — нехорошо. Теперь региональные вожди образования устроят курсы, где несчастным откроют глаза: люди хоть под старость услышат от достойных доверия лекторов, что «не должны злоупотреблять полномочиями и оказывать предпочтение тем или иным участникам экзамена», — и скандалы, всё плотнее обвивающие ЕГЭ, прекратятся. Что в Рособрнадзоре всерьёз полагают, будто от таких курсов и вправду будет польза, поверить нельзя — нам лепят циничную туфту. Только ли она смешна или ещё и позорна, очевидно одно: она вполне соответствует сигналам от высшего начальства. Один диарх заявляет: что бы там ни говорили, мы всё равно от ЕГЭ не откажемся. Другой диарх демонстрирует — с аккуратными оговорками — удовлетворение многолетней работой министра образования. Если чиновникам с самого верха говорят: скандалы там или не скандалы, ни вас, ни ваше рукоделие никто не тронет, — какой от них ждать работы над ошибками, кроме лицемерного «обучения этическим нормам»?)

Подобный подход к выдвигаемым практикой сложным вопросам, мне кажется, гарантирует выбор неудачного ответа. Ряд авиакатастроф, включая ярославскую, прямо свидетельствует о крупных системных проблемах: разрушается вся инфраструктура гражданской авиации, разваливается воспроизводство как машин, так и специалистов, — и потому требует системной же реакции. Сильный ответ на такой вызов должен включать в себя огромный комплекс мер — от восстановления системы подготовки лётчиков — через дотирование социально значимых перевозок — до унятия коррупции в контролирующих отрасль ведомствах. Никакая мера по отдельности положения не изменит; в час