Страхование жизни: пока рано радоваться

Спецвыпуск
Панорама страхования
«Эксперт» №36 (769) 12 сентября 2011
Рынок страхования жизни демонстрирует значительные темпы прироста, но полноценного развития не происходит. Сегмент развивается в основном за счет кредитования
Страхование жизни: пока рано радоваться

Согласно данным ФССН, по страхованию жизни в 2010 году собрано 22,5 млрд страховых взносов (из них половина в Москве), что на 43,33% больше, чем за 2009 год. Прирост взносов по страхованию жизни значительно опережает прирост страхового рынка в целом (7,59% без учета ОМС). Доля нового бизнеса во взносах российских страховщиков жизни в 2010 году, по данным исследования «Эксперт РА», составила 81%.

Прирост на уровне более 40% на первый взгляд впечатляет. На страховом рынке non-life это просто мечта, но для российского рынка страхования жизни, где уровень проникновения страхования минимален, даже такая динамика не скоро приведет к массовости этого сегмента.

Негативное влияние кризиса на рынок страхования жизни было преодолено достаточно быстро. В 2010-м и первой половине 2011 года рынок демонстрирует значительные темпы прироста взносов. На размах колебаний оказывает влияние эффект низкой базы, в этом одна из причин существенного прироста рынка в относительном выражении. Основными причинами оживления российского рынка страхования жизни в 2010-м — первой половине 2011 года стали восстановление рынка кредитования и связанного с ним кредитного страхования жизни, развитие банковского страхования, в том числе реализация проектов по продажам накопительного страхования жизни через банки. С такими проектами сегодня легче всего выйти к профильным клиентам по страхованию жизни, и дистрибуция накопительного страхования через банки в перспективе опередит по объемам агентский канал продаж. По данным «Эксперт РА», на страхование жизни заемщиков кредитов в 2010 году пришлось вдвое больше взносов, чем в 2009-м (6,8 млрд рублей против 3,1 млрд). Если в 2009 году на этот вид страхования приходилось не более 20% рынка страхования жизни, то в 2010 году доля выросла до 30%. Отмечается восстановление корпоративного страхования жизни в связи с постепенным возвратом соцпакетов к докризисным объемам.

Банкострахование — эффективный канал продаж, способный продвинуть сегмент страхования жизни за счет своей массовости. Самый короткий и эффективный путь к профильному клиенту по страхованию жизни лежит через банки, где сосредоточены платежеспособная клиентура, образованные представители среднего класса, доверяющие финансовым институтам и занимающиеся финансовым планированием. Но кредитное страхование жизни остается связанным страхованием, зачастую вынужденным для клиента. Таким образом, сегмент развивается не за счет добровольного спроса, а за счет фактически вмененного страхования, вызванного кредитованием.

Жизненно необходимы

Для планомерного и качественного развития рынку необходим всесторонний рост, которому мешает ряд сдерживающих факторов. Во-первых, это несовершенное налоговое и страховое законодательство, не позволяющее продвигать современные виды страхования, например инвестиционное страхование жизни. Программы накопительного страхования жизни параллельно с инвестированием (unit-linked) сейчас находятся в зачаточном состоянии, юридически такого вида страхования у нас в ст