Власть и бизнес: перспективы взаимодействия

Спецвыпуск
Сахалинская область
«Эксперт» №37 (770) 19 сентября 2011
Государственно-частное партнерство становится важным инструментом развития сахалинской экономики
Власть и бизнес: перспективы взаимодействия

В последнее время в Сахалинской области все чаще применяется механизм государственно-частного партнерства, предусматривающий вложение бюджетных средств в те или иные отрасли экономики. О том, с чем это связано, — разговор с министром экономического развития Сахалинской области Сергеем Карпенко.

— Государственно-частное партнерство — механизм не новый и широко используется во всем мире. Наиболее распространенными сферами применения ГЧП являются объекты инфраструктуры либо оказания услуг. Допустим, предприниматель строит автодорогу. Для возмещения затрат он может сделать дорогу платной, а может заключить контракт на период жизненного цикла, и тогда государство постепенно возвращает затраты.

В России пока нет четкого законодательства о государственно-частном партнерстве, поэтому часто под ГЧП подразумевают любое взаимодействие власти и бизнеса.

В Сахалинской области формируется определенная практика применения ГЧП. Наиболее свежий пример касается решения на основе ГЧП такой острой проблемы, как нехватка детских садов. Муниципалитеты возьмут на себя проектирование, отвод земельных участков и так далее, проведут конкурсы по отбору предпринимателей, готовых самостоятельно решить вопрос привлечения средств и начать строительство. После завершения строительства и ввода детского сада в эксплуатацию бюджет будет поэтапно рассчитываться с частным бизнесом. Таким образом, детский сад мы получаем, условно говоря, сегодня, не вкладывая бюджетные деньги, а расчет относим на тот период, когда деньги появляются. В этом году уже будут проведены первые конкурсы.

Развитие социальной сферы — это действительно обязанность государства. Но как быть с бюджетными вложениями в коммерческие предприятия?

— Осознанная промышленная политика тоже обязанность государства. Власть, безусловно, заинтересована не только в социальном, но и в экономическом развитии территории, потому что экономика — это фундамент для всего остального. А партнерство это как раз и есть инструмент, которым можно стимулировать это развитие.

Нам нужны диверсификация экономики Сахалинской области и повышение ее конкурентоспособности. Все это стоит немалых денег. По нашей оценке, на период до 2025 года экономика региона будет нуждаться в привлечении инвестиций в сумме 1,5–2 триллионов рублей. Можно ли реализовать все инвестиционные проекты за счет исключительно бюджетных или частных средств? Конечно, нет. Очень часто у этих проектов большой срок окупаемости. К сожалению, сегодня, когда мы имеем большую волатильность мировой экономики, коммерческие банки, а вслед за ними и инвесторы долгоиграющими вложениями особо не интересуются, если только речь не идет о проектах с большой рентабельностью. В этой ситуации использование бюджетных средств позволяет сократить срок окупаемости проектов. В итоге мы получаем новые производства, рабочие места, увеличение налоговых поступлений, то есть государственные вложения приносят явные экономический, социальный и бюджетный эффекты.

Когда мы формировали областную программу