Об одной строке бюджета

Разное
«Эксперт» №38 (771) 26 сентября 2011
Об одной строке бюджета

Правительственный проект трёхлетнего бюджета не очень-то хвалит даже и само правительство. По Минфину, бюджет слишком расточителен; по Минэкономразвития, он хоть и расточителен, но и слишком скуп — не позволит нашей экономике развить хотя бы среднемировые темпы роста. А помощник президента ничего хорошего от бюджета даже и не ждал. Ведь если, как признаёт г-н Дворкович, «сегодняшняя российская налоговая система не отвечает интересам любой разумной стратегии развития нашей страны», то какой же стратегии мог отвечать бюджет, построенный на этой системе? Никакой. (Свежего человека удивили бы столь суровые обличения в устах чиновника, четвёртый год занимающего столь важный пост. Но нам не привыкать: нас и министр финансов порой потчует того же рода самобичеваниями, а он в своём кресле уже одиннадцать лет.)

Похоже, бюджет вышел примерно такой же, как обычно. Решительнее обычного провозглашено намерение модернизировать экономику: на поддержку качественного её роста направляются серьёзные суммы, внятнее обычного названы приоритетные направления поддержки. С другой же стороны, госинвестиции снизятся за три года на процентный пункт ВВП, что более чем странно при явной угрозе мировой рецессии. Как и любой бюджет на свете, этот — плод компромисса; а что компромисс вышел, на иной вкус, сильно сдвинутый в пользу текущей политики, так и это не ново. Компромисс чего бы то ни было с бухгалтерскими и популистскими соображениями, отягощённый и предвыборной риторикой, и маниакальным стремлением к бездефицитности бюджета, едва ли может быть устремлён в перспективу.

Но есть в этом бюджете несколько новаций, в пользу которых я никаких доводов и вообразить не могу. Самая, на мой взгляд, скандальная — сокращение расходов на образование. Ассигнования нынешнего года сохранятся (в реальном выражении) в будущем году, а потом станут довольно резко сокращаться. Авторы бюджета объясняют дело так: «Уменьшение ассигнований федерального бюджета на образование в 2013 г. по сравнению с 2012 г. и в 2014 г. по сравнению с 2013 г. обусловлено завершением в 2013 г. реализации мероприятий по модернизации региональных систем общего образования, а также передачей с 1 января 2012 г. <…> обеспечения деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования за счёт средств субъектов РФ». Тут радует и то, что «региональные системы общего образования», оказывается, уже почти совсем модернизированы (а мужики-то не знают!), — и то, что вступление в силу знаменитого 83-ФЗ всё-таки не названо в числе оснований сокращать бюджетные траты. Адекватное оправдание позорной новации. Специалисты говорят, что не было на глобусе страны, которая успешно провела бы модернизацию, тратя на образование меньше 7% ВВП. Мы, после долгого провала взобравшись на уровень примерно четырёх процентов, теперь готовы быстро съехать к трём с копейками. Это беда, но не единственная беда. Нужно ещё вообразить, как Минобр с присными намерены тратить эти деньги. В точности так, как прежде.

Пояснения к