Трамвай за 100 миллионов

Русский бизнес
«Эксперт» №38 (771) 26 сентября 2011
Трамвай за 100 миллионов

Трансмашхолдинг представил проект производства в России современных скоростных трамваев. Фактически это локализация разработок стратегического партнера компании — французской Alstom.

Alstom вместе с немецким Siemens, канадской Bombardier и японской Kinki Sharyo входит в число мировых лидеров по производству современных трамваев. Особенность таких трамваев — улучшенные эксплуатационные характеристики: низкий пол, повышенная скорость, хорошая звукоизоляция, улучшенные системы отопления и кондиционирования. Корпуса новых машин изготавливаются из алюминия и оснащаются асинхронными двигателями переменного тока, в которых отсутствует трение контактных щеток, поэтому они надежнее, легче и производительнее традиционных трамвайных коллекторных двигателей. Поэтому не кажется удивительной их высокая цена: в Европе они поставляются по 2,2 млн евро, это примерно 95 млн рублей.

Возможность выпуска в России трамваев нового поколения рассматривалась в Трансмашхолдинге с весны этого года. В качестве возможных площадок поначалу назывались питерский «Вагонмаш» и мытищинский «Метровагонмаш». Реконструкция предприятия оценивалась тогда примерно в 3 млрд рублей. В конце концов было решено, что производство разместится на площадях Октябрьского электровагоноремонтного завода (ОЭВРЗ) в Петербурге.

Основу нынешнего трамвайного парка страны (примерно 9 тыс. машин) составляют вагоны чешской Tatra. Срок эксплуатации большинства из них превышает 15 лет, так что модернизация трамвайного парка — насущная необходимость. Трансмашхолдинг оценивает емкость рынка современных трамваев в 200–250 штук в год, в основном в Москве, Петербурге и Казани.

Существующие российские производители трамваев, скорее всего, внакладе не останутся. ФГУП «Усть-Катавский вагоностроительный завод», ФГУП «Уралтрансмаш» и Петербургский трамвайно-механический завод «Вагонмаш» работают по более старым технологическим схемам, производят машины прошлого века, которые стоят, однако, как минимум вдвое дешевле.