Усиление облачности

Спецвыпуск
Hi-Tech
«Эксперт» №38 (771) 26 сентября 2011
В России набирают популярность так называемые облачные решения. Однако по сравнению с другими странами сфера применения такого рода услуг у нас пока ограничена
Усиление облачности

Облачные услуги, пожалуй, самая модная тема на рынке информационных услуг. Под облаками подразумеваются удаленные, аутсорсинговые решения, когда потребитель не приобретает в собственность аппаратные средства и программное обеспечение, а как бы берет их в аренду, пользуясь тем или иным сервисом через интернет. Характерный пример самого примитивного и понятного облачного сервиса — это услуги электронной поч­ты, когда любой желающий может завести себе на веб-сайте почтовый ящик и пользоваться им из облака — то есть с удаленного ресурса провайдера.

Во всем мире облачные услуги развиваются стремительно, ежегодные мировые расходы на этот тип ИТ-сервисов исчисляются десятками миллиардов долларов, и, например, аналитики международной компании IDC утверждают, что в течение ближайших пяти лет облачные технологии будут развиваться в шесть раз быстрее любого другого сегмента отрасли корпоративных ИТ-решений.

В России объемы этого рынка гораздо скромнее (согласно недавнему исследованию IDC, по итогам прошлого года — 35 млн долларов). Однако воодушевляет прогноз: аналитики говорят, что наш рынок облачных услуг будет расти минимум на 100% в год и к концу 2015-го его объем превысит 1,2 млрд долларов (см. график).

Потенциал такого стремительного роста облачных решений связан с их очевидными преимуществами: во-первых, облака позволяют компании серьезно сэкономить на первоначальных инвестициях — в большинстве случаев взять ИТ-услугу в аренду через облако гораздо дешевле, чем приобретать в собственность оборудование, программное обеспечение, нанимать специалистов для внедрения и обслуживания необходимого сервиса. Во-вторых, облачный сервис не требует времени на внедрение: получить услугу у стороннего провайдера можно буквально на следующий день. Наконец, заказчик может гибко менять мощности и функциональность облачной услуги, когда вдруг, скажем из-за бурно развивающегося бизнеса, компании потребуются более мощные серверы и новые программы: из облака можно все быстро перенастроить, а вот купленное оборудование придется менять.

IDC подразделяет облачные услуги на три основных типа — SaaS (приложение как услуга), IaaS (инфраструктура как услуга) и PaaS (платформа как услуга). У нас на сегмент SaaS приходится 94% продаж. Это значит, что в России пока предпочитают приобретать в облаке преимущественно несложные сервисы вроде корпоративной почты. В развитых странах через облако предприятия активно получают более значимые услуги по работе с клиентами или управления предприятием, а также используют аутсорсинговые аппаратные мощности, например, для хранения данных.

Электронный почтальон

Итак, пока подавляющее большинство облачных сервисов, продаваемых в России (по оценкам участников рынка, около 70%), связано с услугами почты и совместных коммуникаций.

Выбор приоритета понятен: без электронной почты сейчас немыслима деятельность ни одной, даже самой маленькой, компании. Именно услуги электронной почты в виде облака первыми появились на рынке: почти все частные пользователи и

Тагир Яппаров, Председатель Совета директоров группы компаний АйТи

Кто смотрит на «облака»?

Сегодня рынок облачных решений находится в начале своего формирования. Основная публичная активность пока направлена на завоевание «доли в умах», тогда как ключевые игроки – облачные сервис-провайдеры и разработчики облачных систем еще только готовятся к широкому выходу на рынок. При этом отдельно взятые облачные сервисы уже сейчас показывают рост до 400-500% в год, что, безусловно, отражает незрелость этого рынка.

На сегодняшний день можно выделить два крупных сегмента, где популярны «облака». Это малый и средний бизнес, для которого наибольшую долю (в денежном выражении) занимают сервисы корпоративной почты и безопасности, а также облачный хостинг. По мере взросления «облаков» в России больше будут использоваться системы коммуникаций, управления совместной работой, взаимодействия с клиентами и между компаниями, а также сервисы, которые удобно использовать «в поле» – с мобильного телефона или планшета.

Крупный бизнес, в основном, пока присматривается к облачным решениям, и уже появились прецеденты перехода на «облака» клиентов большого масштаба. Правда, здесь есть своя специфика – для крупной компании интересны в первую очередь «частные облака».

В пользу активного использования облачных технологий в России говорит множество факторов, и, прежде всего, сам масштаб территории нашей страны. Чтобы быть успешными, большинство компаний должны развивать бизнес в распределенной модели –  с подразделениями в разных городах и регионах. Облачные сервисы позволяют компаниям быть гибкими и оперативными при реализации таких моделей развития бизнеса и, конечно, экономить средства, которые в традиционной модели пошли бы на закупку быстроустаревающего ИТ-хозяйства.

Однако есть и сдерживающие факторы. К ним, например, относится вопрос доверия к сервис-провайдерам. Сложно отдать документы, бухгалтерию, информацию о клиентах и прочую конфиденциальную информацию, составляющую наибольшую ценность для организации, третьему лицу. Поэтому, наряду с технологическими возможностями решений и их ценовыми характеристиками, на первый план выходит репутация сервис-провайдеров.