Возможность перемен

Культура
Искусство
«Эксперт» №38 (771) 26 сентября 2011
В столице открылся основной проект IV Московской биеннале современного искусства
Возможность перемен

Московская биеннале с момента своего открытия в 2005 году стала важным культурным событием не только для России, но и для всей Восточной Европы. Показывая последние направления и тенденции в мире искусства, она выступает посредником при знакомстве нашего зрителя как с уже ставшими классиками мастерами contemporary art, так и с молодыми актуальными художниками, непременными участниками всех крупных мировых смотров и музейных выставок.

Нынешнюю стройную структуру — основной проект, выставки специальных гостей, специальную и параллельную программы — Московская биеннале обрела лишь в прошлом сезоне, когда заведовать основным проектом пригласили знаменитого куратора Жан-Юбера Мартена. На двух предыдущих главный проект хоть и делал блистательный международный кураторский конгломерат, но он состоял из пяти отдельных выставок, весьма вяло коррелирующих друг с другом и не представлявших внятного кураторского высказывания. Большой любитель искусства стран Африки и Тихоокеанского региона, Мартен в 2009 году создал огромную, впечатляющую экспозицию «Против исключения» в Центре культуры «Гараж», состоявшую из 80 работ художников со всего света и собравшую беспрецедентное количество посетителей — за три месяца основной проект посетило более 100 тыс. человек, что заставило организаторов продлить выставку.

В этом году биеннале традиционно меняет как куратора основного проекта, так и выставочную площадку. Собирать главную выставку форума приглашен Петер Вайбель, знаменитый художник и скульптор, один из ярких представителей венского акционизма, а ныне теоретик новых медиа и глава Центра искусства и медиатехнологий в Карлсруэ. Пристрастие куратора к новым медиа, впрочем, не должно пугать посетителей — сам он ратует за «технологическое равенство». Основной акцент в проекте сделан именно на них, с многочисленными видео, интерактивными аттракционами и новыми технологиями, которые используют художники для создания скульптур и инсталляций. Но здесь представлены и традиционные живопись, графика и скульптура многих звезд, никогда ранее не выставлявшихся на наших просторах. Тему основного проекта Вайбель определил с привычным для таких мероприятий пафосом и широтой — «Переписывая миры», с ремаркой в биеннальном манифесте, что «искусство не может построить новый мир, но способно изменить существующий».

В состав основного проекта Вайбель включил произведения 80 художников и арт-групп из почти 30 стран, высказывающихся по выдвинутой куратором теме и затрагивающих вопросы, которые волнуют мировое арт-сообщество. Такие, как всемирный финансовый кризис, миграция, войны и катастрофы и, конечно, связь технологий и искусства.

Сам основной проект организаторы решили разбить на две площадки — небольшая его часть отведена в пространство ЦУМ Art Foundation на пятом этаже универмага, большая — в новое, потрясающее масштабом здание в Центре дизайна ArtPlay на Яузе. Такую разбивку можно понять. Во-первых, ЦУМ, начиная с первой биеннале, выступает постоянным партнером экспозиции. Во-вторых