«У нас всего в достатке»

Эксперт 400 Экспорт не самоцель. Зерно — продукт с малой добавленной стоимостью. Если ради развития производства мяса и обеспечения приемлемых цен придется отказаться от экспорта зерна, то нужно закрыть границы, считает совладелец крупнейшего мясного хозяйства России
Фото: ИТАР-ТАСС

Традиционно считается, что главная задача сельского хозяйства России — избавиться от импорта и наладить экспорт. По зерну многолетняя мечта уже была реализована: в 2002 году страна вышла на мировой рынок, сразу продав 17 млн тонн и побив наконец рекорд 1913 года (тогда за рубеж было поставлено 13,5 млн тонн). Вскоре годовой объем экспорта достиг 23,5 млн тонн — Россия вошла в пятерку мировых экспортеров. Однако в 2010 году мы ушли с мирового рынка, вызвав скачок цен и не дав заработать фермерам. Тем не менее президент компании «Мираторг» Виктор Линник считает, что экспорт зерна порой бывает вреден и в любом случае он не самоцель.

— Не может быть стратегической цели «обходиться без импорта». Главная цель — снабжение людей качественными продуктами по приемлемой цене, а также развитие экспорта. США тоже много чего импортируют — однако у них объемы экспорта и импорта примерно равны. Это логично: например, в Китае любят всякие лапки-хрящи; у нас же, наоборот, выше спрос на мясо и шпиг. Мы им отправляем одно, они нам другое. Согласно Доктрине продовольственной безопасности, доля импорта в объеме потребления должна составлять 10–15 процентов. По мясу птицы мы уже практически независимы — импорт в 2011 году составит около 10 процентов от общего потребления в 3,5 миллиона тонн. По свинине аналогичное положение достижимо через три-пять лет. По говядине для ощутимых перемен понадобится не менее десяти-пятнадцати лет, поскольку там производственный цикл гораздо дольше.

Если курс государства в ближайшие семь-восемь лет не изменится, то мясная отрасль выйдет на экспорт. Россия обладает всеми необходимыми ресурсами для конкурентного производства мяса — у нас в достатке земли и воды, множество климатических зон, благоприятных для сельского хозяйства. При этом Россия находится между Европой с ее высокой покупательной способностью и Китаем, где население растет, а возможности расширять производство продовольствия постепенно исчерпываются.

Сейчас в России потребляется порядка 67 килограммов мяса, включая субпродукты, на душу населения в год. Это заметно меньше, чем в развитых и даже некоторых развивающихся странах. Да и климат у нас холодный, то есть жителям России вообще полагается есть больше мяса, чем южанам. По нашим оценкам, к 2020 году душевое потребление подрастет до 90 килограммов в год.

То есть вы уверенно прогнозируете рост внутреннего рынка почти на треть? И как в связи с этим оцениваете перспективы своей компании?

— Лучшие перспективы мы видим на рынке свинины: из производимых в России 2,3 миллиона тонн 55 процентов приходится на индустриальное производство, однако из них почти половина объема — это низкоэффективные предприятия, и большинство их уйдет с рынка. Остальное приходится на личные подсобные хозяйства, заметная их часть уйдет с рынка в течение трех-пяти лет.

Около 60 процентов мяса в мире производят порядка двадцати крупных компаний с годовым оборотом от 5 до 15 миллиардов долларов в год. У бразильской, а по сути транснациональной JBS он дос

Холдинг «Мираторг» основан в 1995 году. Насчитывает более 8 тыс. сотрудников. Крупнейший российский производитель свинины и ведущий оператор на рынке продуктов питания. Активы на 30 июня 2011 года — 57,2 млрд рублей (МСФО), капитал — 19,6 млрд рублей. Выручка за полгода — 18,2 млрд рублей, чистая прибыль — 1,85 млрд рублей. Основной владелец — кипрская Agromir Ltd (99,99%), бенефициары — братья Виктор и Александр Линник.

В нынешнем рейтинге крупнейших компаний России «Эксперт-400» «Мираторг» занял 167 место.

Скоро Россия сможет экспортировать более трети производимого зерна
"Мираторг" к 2020 году намерен войти в число крупнейших мировых производителей мяса
Среднедушевое потребление мяса в России должно возрасти в ближайшие 10 лет на треть