Дорогам отмерят жизненный цикл

Спецвыпуск
Москва, 10.10.2011
«Эксперт» №40 (773)
Внедряемые в дорожном хозяйстве контракты жизненного цикла позволят привлечь в отрасль частные инвестиции, а также мотивировать подрядчиков к повышению качества строительства

Фото: Даниил Примак

Один из ключевых недостатков существующей модели финансирования и строительства объектов дорожной инфраструктуры — отсутствие у подрядчиков экономической мотивации к качественному выполнению работ. По закону о госзакупках единственным критерием выбора поставщика является цена. Предквалификация не проводится. Подряды зачастую получают малоизвестные компании, демпингующие за счет снижения качества, применения дешевых материалов.

Сиюминутная экономия на стадии контракта на строительство оборачивается в процессе эксплуатации дорог значительными эксплуатационными издержками, размер которых нередко превышает объем инвестиций в строительство. Эту неудачную конструкцию необходимо менять. Более эффективной, во всех смыслах, альтернативой является распространенная зарубежом модель контрактов жизненного цикла (КЖЦ).

Пилюля эффективности

По контракту жизненного цикла частная компания берет у государства в управление дорогу на срок от 10 до 30 лет. Инвестиционный вклад оператора заключается в финансировании строительства или реконструкции трассы, в оснащении дороги современными интеллектуальными системами управления движением и проч. В свою очередь государство, оставаясь собственником автотрассы, оплачивает частникам услуги по ее качественной эксплуатации. КЖЦ могут применяться при строительстве и эксплуатации как платных, так и бесплатных дорог. Разница лишь в том, что в первом случае оператор выполняет агентские функции, собирая деньги с пользователей автодорог в пользу собственника инфраструктуры. Государство же расплачивается с оператором по фиксированным ставкам, которые не зависят от трафика. Разновидностью КЖЦ выступают сервисные (операторские) контракты, однако они могут заключаться не на весь жизненный цикл объекта.

Маржа оператора по КЖЦ зависит от его расторопности и эффективности. Оператор получает деньги только с того момента, когда дорога начинает функционировать. Если же этого не происходит в оговоренные сроки либо дорога требует ремонта, платежи могут быть заморожены, а на исполнителя наложен штраф. В случае несоответствия дороги заданному в КЖЦ уровню качества концессионеру придется ремонтировать трассу за свой счет или терять прибыль. Размер оплаты по контракту может понижаться в случае обнаружения неровностей покрытия, плохой разметки, при частых ремонтах, превышении зафиксированного в контракте максимального количества ДТП и т. д. КЖЦ отметают соблазн построить объект как можно дешевле в расчете на то, что ремонтировать его будет уже другой подрядчик. У участников тендеров появляется стимул к применению эффективных решений, позволяющих обеспечить бесперебойное функционирование автодороги. Возникают реальные предпосылки для оптимизации расходов на строительство, ремонт и содержание трассы без потери в качестве. Госзаказчик получает возможность растянуть бюджетные затраты на длительный срок (первые платежи осуществляются только после ввода объекта в эксплуатацию), переложить часть разовых инвестиционных затрат на частных инвесторов.

Играйте

У партнеров

    «Эксперт»
    №40 (773) 10 октября 2011
    Цены на газ
    Содержание:
    Наконец-то вспомнили о потребителе

    Анализ недавно принятых госорганами документов показывает, что правительство готово отказаться от жесткой поддержки принципа равнодоходности внутренних и экспортных цен на газ вплоть до полного отказа от него

    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама