Наконец-то вспомнили о потребителе

Анализ недавно принятых госорганами документов показывает, что правительство готово отказаться от жесткой поддержки принципа равнодоходности внутренних и экспортных цен на газ вплоть до полного отказа от него

Фото: Геннадий Минченко/ Agency.Photographer.ru

В мае 2007 года правительство РФ выпустило знаменитое постановление № 333, которое узаконило принцип равнодоходности внутренних цен на газ. Значение документа огромно, ведь этот вид топлива обеспечивает около половины российского энергобаланса. Исторически цена на газ для отечественных потребителей была одной из самых низких в мире, но «Газпрому» удалось убедить руководство страны в необходимости ее повышения до паритета с экспортом, то есть цена должна быть такой же, как при продаже в дальнее зарубежье, за вычетом таможенной пошлины и транспортных расходов. Соответственно, доходность поставок на внутренний и на внешний рынок должна быть одинаковой. Поскольку почти весь объем продаж «Газпрома» в дальнем зарубежье направляется на очень дорогой европейский рынок, внутренние цены должны были повыситься очень резко и сильно. В соответствии с правительственным документом переход на «европейские» цены планировалось завершить уже к 1 января 2011 года; за три с половиной года внутренние тарифы на газ, как ожидалось, должны были вырасти втрое.

Еще во время принятия документа концепция экспортного паритета и резкого повышения цен многим, включая «Эксперт» (см. «Друг мой — враг мой», № 50 за 2008 год), показалась весьма сомнительной. Во время финансового кризиса 2008–2009 годов, на фоне падения мировых цен и серьезных проблем в отечественной экономике, стало очевидно, что быстрый переход на европейские цены будет для нашей промышленности не просто опасным, а убийственным. К тому же обнаружились серьезные изъяны в разработанной Федеральной комиссией по тарифам (ФСТ) методике расчета равнодоходной цены: ее применение могло привести к тому, что цены на газ в России по абсолютным значениям окажутся выше, чем в Европе. Логичным и хорошо известным итогом стало принятое в 2010 году решение правительства перенести сроки перехода на новые цены. При этом сам принцип равнодоходности сомнению не подвергался.

Однако выясняется — и об этом широкой публике практически ничего не известно, — что идея внедрения равнодоходных цен уже не является незыблемым приоритетом для чиновников. Ряд последних новаций свидетельствует, что механизм экспортного паритета будет модифицирован в интересах потребителей. Более того, накал страстей вокруг этой темы таков, что правительство, похоже, готово, пусть и крайне осторожно, обсуждать тему радикального реформирования газовой монополии.

От эволюции к фактической отмене

Почему реформа газовой отрасли, пролоббированная госмонополией, затормозилась и подверглась модификации?

К счастью, «Газпром» не единственная инстанция в принятии решений о реформировании цен. На направление реформ влияют обязательства, данные Россией в переговорах о вступлении в ВТО. В определении сроков и скорости реформирования принимают участие органы правительства РФ, имеющие отношение к финансам и экономическому развитию. Интересы этих структур многообразны и разнонаправленны. Например, Министерство финансов, с одной стороны, заинтересовано в росте налогов, которые завис

У партнеров

    «Эксперт»
    №40 (773) 10 октября 2011
    Цены на газ
    Содержание:
    Наконец-то вспомнили о потребителе

    Анализ недавно принятых госорганами документов показывает, что правительство готово отказаться от жесткой поддержки принципа равнодоходности внутренних и экспортных цен на газ вплоть до полного отказа от него

    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама