Поищите денег сами

Повестка дня
Москва, 10.10.2011
«Эксперт» №40 (773)

Фото: ИТАР-ТАСС

Российское Министерство финансов предложило государственной железнодорожной монополии «Российские железные дороги» (РЖД) самостоятельно занять на рынке порядка 400 млрд рублей на свою инвестиционную программу, но под государственные гарантии. «Сегодня кредитный портфель РЖД — около 315 миллиардов рублей, отношение к EBITDA — 1,2. Компания может довести его, условно, до 2,5, то есть в течение трех-четырех лет объем задолженности вырастет до 700 миллиардов рублей с учетом обслуживания», — объяснил на прошлой неделе замглавы Минфина Александр Новак на отраслевом круглом столе, организованном газетой «Ведомости».

РЖД хочет направить средства инвестиционной программы на капитальный ремонт путей, строительство ответвлений, устранение узких мест и другие проекты. Ранее железнодорожники лоббировали вариант, чтобы государство выпустило облигации федерального займа (ОФЗ) и внесло полученные средства в уставный капитал РЖД.

«Что предлагают РЖД? Выпуск государством специальных облигаций. По сути, для нас это то же самое, что выпустить ОФЗ — занять деньги на рынке, увеличить дефицит бюджета и включить в расходы бюджета средства на реализацию инвестпрограммы РЖД. То есть те же субсидии, только взгляд сбоку», — заявил г-н Новак, подчеркнув, что не приветствует эту идею, поскольку долги будут обременять не саму компанию, а российский бюджет. Напомним, что за период 2010–2015 годов предполагалось выделить на инвестпрограмму РЖД государственное финансирование в сумме 380 млрд рублей за счет федерального бюджета и 1 трлн рублей за счет введения инвестиционной составляющей в тарифы на грузовые перевозки ОАО РЖД.

Отраслевые лоббисты говорят, что «в условиях кризиса введение дополнительной нагрузки на тариф стало невозможным по социально-экономическим причинам, а в федеральном бюджете возник дефицит, к тому же активность частных инвесторов тоже снизилась». (Подробнее об этом см. «На пределе возможностей», стр. 26.) Впрочем, с государственными гарантиями и таким низким уровнем кредиторской нагрузки у РЖД есть все шансы эффективно привлечь заемщиков. Тем более что чиновники дополнительно предлагают РЖД сформировать свою инвестпрограмму за счет более высоких тарифов на инфраструктурную составляющую. «Они практически не влияют на конечную стоимость услуги, которую покупают грузоотправители, поскольку эта часть составляет в общем тарифе на грузоперевозки шесть процентов, на мой взгляд, это достаточно низкий процент», — пояснил Александр Новак.    

У партнеров

    «Эксперт»
    №40 (773) 10 октября 2011
    Цены на газ
    Содержание:
    Наконец-то вспомнили о потребителе

    Анализ недавно принятых госорганами документов показывает, что правительство готово отказаться от жесткой поддержки принципа равнодоходности внутренних и экспортных цен на газ вплоть до полного отказа от него

    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама