Спекулянтов отодвинут за обочину

Спецвыпуск
Москва, 10.10.2011
«Эксперт» №40 (773)
Для предотвращения земельных махинаций федеральные власти намерены упростить процедуры изъятия землеотводов под строительство автодорог

Фото: ИТАР-ТАСС

В последнее время в структуре затрат на строительство автодорог растут расходы на выкуп земли, перенос коммуникаций, подготовку территории. На эти цели расходуется уже до 20–30% заложенных в сметы денег. За рубежом затраты на выкуп земель и подготовительные работы составляют от 5 до 20% от стоимости строительства. Этот показатель превышается в редких случаях (например, при строительстве в условиях плотной городской застройки). Стремительный рост расходов, напрямую не связанных cо строительно-монтажными работами, отчасти связан с  громоздкой процедурой изъятия земли, способствующей махинациям и спекуляциям. Федеральные власти намерены упростить действующие механизмы и готовят пакет поправок в законодательство.

Придорожные сквоттеры

Условно можно выделить несколько групп землевладельцев, спекулирующих на несовершенстве процедур изъятия земли. Первая, наиболее многочисленная группа — профессиональные спекулянты, скупщики придорожных земельных участков. По слухам, за некоторыми из них стоят чиновники, имеющие доступ к инсайдерской информации о планах дорожного строительства.

«Только запроектировали дорогу, а эти участки сразу скупают те, кто имеет информацию», — негодовал на совещании в Твери, посвященном развитию дорожного строительства, премьер-министр Владимир Путин. Например, при строительстве дороги, продолжающей Софийский проспект в Санкт-Петербурге, выяснилось, что земля в проекции створа будущей дороги выкуплена спекулянтами и переведена в самую дорогую категорию — земли поселений. Властям пришлось заплатить за изъятые участки внушительные суммы. По информации Минтранса, всего за последние десять лет на подготовку территории и выкуп земли потрачено более 70 млрд рублей из 893 млрд, выделенных на дорожное строительство.

Вторая группа спекулятивно настроенных землевладельцев — частные собственники недвижимости. В этом смысле показателен спор, который недавно рассматривался в одном из удмуртских судов. Собственница дома и земельного участка, часть которого оказалась в зоне реконструкции автодороги, подала в суд на строителей. Сначала она согласилась на изъятие земли с выплатой компенсации. Но когда дорога была почти построена, неожиданно передумала и потребовала выкупить у нее оставшуюся часть земельного участка вместе с домом либо вернуть принадлежащую ей землю «в первозданном виде путем рекультивации плодородного слоя и ограждения его по периметру деревянным забором высотой 1,5 метра». Суды гражданка пока проиграла, однако нервы подрядчикам потрепала.

Зачастую в случае принципиального несогласия собственников с отчуждением их имущества или с размером компенсации дорожникам приходится полностью переделывать проекты, несмотря на общественную значимость строек и сжатые сроки исполнения госконтрактов.

Ни выкупить, ни построить

По словам дорожников, стремительный рост затрат на выкуп земли и перенос коммуникаций объясняется неоправданной сложностью процедур изъятия земли для госнужд. По закону принудительное отчуждение земельного участка для госнуж

У партнеров

    «Эксперт»
    №40 (773) 10 октября 2011
    Цены на газ
    Содержание:
    Наконец-то вспомнили о потребителе

    Анализ недавно принятых госорганами документов показывает, что правительство готово отказаться от жесткой поддержки принципа равнодоходности внутренних и экспортных цен на газ вплоть до полного отказа от него

    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама