Упрямый перфекционист из Купертино

Международный бизнес / In memoriam 5 октября 2011 года в возрасте 56 лет после тяжелой продолжительной болезни в кругу своей семьи скончался Стив Джобс
Фото: EAST NEWS

Вряд ли в бесконечном количестве статей и аналитических колонок, спешно написанных после кончины Стива Джобса, можно найти хоть одну, где бы не упоминалось о его гениальности. Но гением чего был глава Apple? Он не был гениальным изобретателем (хотя на его имя зарегистрировано около 300 патентов) — замечательные продукты Apple создавали другие инженеры. Не был гениальным менеджером — о его вспыльчивости, непредсказуемости и нетерпеливости упоминают десятки бывших и нынешних коллег. Не умел делегировать полномочия и лез в те сферы, где у него не было никакого опыта. Он не был гениальным финансистом — Apple подчас была на грани банкротства, а личный проект Джобса — создание идеального компьютера Next — и вовсе потерпел крах.

Неоспоримо одно: Джобс был гениальным маркетологом в самом широком смысле этого слова. Причем стал им не сразу, а преодолев несколько провалов своих детищ, сменив костюмы Brioni на джинсы и черную водолазку. Он научился на своих ошибках где-то годам к сорока пяти, когда возглавил компьютерную компанию Apple во второй раз, после двенадцати лет изгнания, которое продолжалось с 1985-го по 1997 год. Джобс первым понял, что ПК должны быть не просто функциональными, но и красивыми. В 1999 году, когда все компьютеры были черными и серыми, Apple выпускает первые iBook — дорожные ноутбуки голубого и оранжевого цвета, да еще с ручкой (творение дизайнера Джонатана Ива).

Джобс раньше других прочувствовал конфигурацию грядущего цифрового мира и неожиданно для всех в 2001 году спустился с компьютерных вершин и выпустил маленький плеер iPod. Многим это тогда казалось просто причудой неординарного Джобса, меломана. Но для того, чтобы скачивать на iPod песни, он сделал в 2003 году интернет-магазин музыки iTunes. Этот тандем стал не только новой бизнес-моделью для всей музыкальной индустрии, но и фактически спас ее от наступления эры тотального пиратства. За минувшие десять лет только Apple, как подсчитали аналитики asymco.com, выплатил мейджорам 12 млрд долларов. А iTunes Store стал самым большим музыкальным магазином мира.

Джобс не просто сделал гаджеты сексуальными, он превратил в наслаждение и процесс их покупки. Первым в индустрии он стал создавать розничную сеть. Причем магазины, как и всё у Джобса, должны были быть совершенными. Вот что вспоминает журналист Уолтер Моссберг на страницах Wall Street Journal о пресс-туре с Джобсом перед открытием первого Apple Store под Вашингтоном в 2001 году: «Я попытался подразнить его, спросив, неужели он лично, несмотря на большую занятость на посту генерального директора, следил за мельчайшими деталями, принимая решения, насколько прозрачны должны быть стекла и в какой цвет красить торговую стойку. Джобс ответил, что, конечно же, следил». Очень быстро фирменные магазины с огромным надкусанным яблоком над входом стали храмом для фанатов продукции Apple. Сегодня их уже более трехсот. Знаменательно, что именно там тысячи людей по всему миру сейчас горюют о кончине Джобса и оставляют соболезнования.

Но тво


spam@petrov.vodka