Авиадискаунтерам у нас не место

Повестка дня
«Эксперт» №41 (774) 17 октября 2011
Авиадискаунтерам у нас не место

Единственная в России низкотарифная авиакомпания «Авианова» в прошлый понедельник перестала выполнять полеты и полностью прекратила операционную деятельность. Ее руководитель Константин Тетерин уже обратился в Росавиацию с заявкой о приостановлении действия сертификата эксплуатанта «в связи с ухудшением финансово-экономического состояния». Только пассажирам «Авианова» должна за проданные билеты почти 6 млн долларов. Эти средства будут возвращены в течение двух недель главным акционером «Авиановы» — инвестиционной компанией A1, входящей в консорциум «Альфа-Групп». А вот всем остальным кредиторам, которым авиакомпания должна еще около 12 млн долларов, рассчитывать на благоприятный исход дела, судя по всему, уже не стоит. На счетах «Авиановы» денег нет, а все шесть самолетов Airbus A 320, которые она эксплуатировала, в ближайшие дни должны быть возвращены лизинговым корпорациям. Это означает, что о возобновлении операционной деятельности не может быть и речи. Более того, возрождение «Авиановы» явно не устраивает второго крупного акционера этой авиакомпании — американский инвестиционный фонд Indigo Partners. Его представитель Джон Уилсон прямо заявил, что фонд не только не будет выделять средства «Авианове», но и вовсе рекомендует ее обанкротить. И это легко объяснимо.

Еще два года назад, когда «Авианова» только начала продавать билеты на свои рейсы по 250 рублей, авиационным экспертам было ясно, что проект по созданию в России «авиакомпании без излишеств» просто не может быть успешным. И прежде всего из-за запретительных пошлин на ввоз западных воздушных судов и отсутствия в нашей стране второстепенных аэропортов. Прежний менеджмент «Авиановы» во главе с Эндрю Пайном просто не мог этого не знать, но все-таки настоял на том, чтобы авиакомпания воплотила бизнес-модель авиационного ритейла. И очень быстро просчитался. Уже в конце прошлого года, когда объем перевозок «Авиановы» перевалил за 1 млн пассажиров, в российское таможенное законодательство были внесены изменения. В частности, установлены повышенные пошлины на иностранные самолеты с количеством мест более 160. Это вынудило руководство «Авиановы» изменить конфигурацию лайнеров, сократив в них количество кресел со 180 до 159, что привело к гигантским убыткам и массовым задержкам рейсов. По словам президента А1 Михаила Хабарова, в конце прошлого года его группа обнаружила, что запланированный убыток превышен на 20 млн долларов. Тогда же А1 открыто обвинила руководство «Авиановы» в некомпетентности и начала искать покупателя на эту авиакомпанию. Но было уже поздно. Количество задержанных и отмененных рейсов достигло угрожающего масштаба. За последний год «Авианова» отменила в общей сложности более 1,5 тыс. рейсов, что стало причиной возбуждения Генпрокуратурой дел об осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением. Неудивительно, что покупать авиакомпанию с такой историей никто не захотел.