Деловая конъюнктура

Индикаторы
«Эксперт» №41 (774) 17 октября 2011
Доходные притязания россиян довольно скромны; Российские потребители оптимистичнее большинства европейцев

Индекс потребительской уверенности Росстата, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в третьем квартале 2011 года по сравнению со вторым кварталом вырос на 2 п. п. и составил -7%, повторив посткризисный максимум второго квартала 2010 года.

Повышение уровня индекса потребительской уверенности связано прежде всего с ростом индексов произошедших изменений в экономике России и в личном материальном положении респондентов, а также индекса благоприятности условий для крупных покупок. Доля респондентов, отрицательно оценивающих произошедшие изменения в экономической ситуации, составила 27% (против 30% во втором квартале 2011 года), доля положительных оценок не изменилась (21%).

Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу снизился по сравнению со вторым кварталом этого года на 0,5 п. п. и составил -0,7%. Положительных изменений в экономике страны в течение следующих 12 месяцев ожидает 21% опрошенных (во втором квартале — 22%). Доля респондентов, отрицательно оценивающих ожидаемые изменения в экономической ситуации, не изменилась по сравнению со вторым кварталом и составила 20%.

Индекс произошедших изменений в личном материальном положении увеличился на 3 п. п. и составил -7 против -10% во втором квартале. Доля респондентов, положительно оценивающих изменения в своем материальном положении в течение года, выросла по сравнению со вторым кварталом на два процентных пункта и составила 15%. Более четверти респондентов (26%) считают, что их материальное положение ухудшилось (против 30% во втором квартале).

Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении остался тем же и составил (-3%). Индекс благоприятности условий для крупных покупок — 20%, что выше уровня второго квартала на 3 п. п.

Любопытно: сравнение августовских замеров индекса потребительской уверенности в странах Европы (методика гармонизирована, что позволяет делать сопоставления) говорит о том, что потребительские настроения россиян гораздо более оптимистичны, нежели в большинстве европейских стран (за исключением Германии, Эстонии и Скандинавии).

Исследовательский холдинг РОМИР в сентябре 2011 года провел всероссийский опрос общественного мнения на тему «Сколько денег в месяц нужно семье из трех человек, проживающей в вашем населенном пункте, чтобы жить нормально». Выяснилось, что семье из трех человек, по мнению жителей России, нужно для нормальной жизни в среднем 65,7 тыс. рублей в месяц. В 2009 году, во время проведения аналогичного исследования, этот показатель составил 56 тыс. рублей. За два года запросы россиян выросли достаточно скромно — в среднем на 17%. Эта динамика желаний выглядит вполне реалистично, учитывая, что уровень инфляции за этот период вырос на 19–23%, а номинальное увеличение средней заработной платы составило 24%.

Да и абсолютный размер среднего уровня доходных притязаний наших сограждан выглядит довольно скромно, если учесть, что, согласно данным Росстата, в августе текущего года средний денежный доход