У кого майонеза больше

Русский бизнес
«Эксперт» №41 (774) 17 октября 2011

Татарстанская группа «Нэфис» запустила новый крупный завод по производству майонезов, кетчупов и соусов под марками Mr. Ricco, «Ласка», «Томаччо». Теперь по майонезным мощностям площадка «Нэфис» станет одной из крупнейших в Европе.

Завод возведен в селе Усады под Казанью. Здесь же расположены входящие в группу «Нэфис» Казанский жировой комбинат и Казанский маслоэкстракционный завод. Объем инвестиций по меркам пищевой промышленности весьма внушительный — 230 млн долларов. На эти деньги был построен новый корпус и закуплено несколько производственных линий, включая самое современное упаковочное оборудование. Дмитрий Хайбуллин, гендиректор и совладелец ОАО «Нэфис Косметикс» (головное предприятие группы «Нэфис»), рассказал «Эксперту», почему компания вложилась в этот проект: «До сих пор наша продукция расфасовывалась в традиционные дой-паки, то есть в мягкие пакеты с устойчивым дном. В России на дой-паки приходится 70 процентов рынка майонеза и кетчупов, в Европе такой упаковки уже почти нигде нет, там либо пластиковые, либо стеклянные бутылки. К примеру, тот же кетчуп Heinz в пластиковой бутылке завозится к нам из-за рубежа, его не производят в России. Мы будем одними из первых, кто начнет производить в России майонезы и кетчупы в современной упаковке — в пластиковых бутылках».

Качество продукции у всех производителей майонезов примерно одинаковое, поэтому на первый план выходят упаковка и маркетинг. Именно на этом направлении и решили сосредоточиться в группе «Нэфис». У компании уже есть опыт конкуренции не только с российскими жировыми комбинатами, но и с крупнейшими транснациональными корпорациями в другой области специализации группы — бытовой химии (бренды AOS, BiMax, Sorti, «Биолан»). Там «Нэфис Косметикс» давно сражается с локализовавшими в России свои производства Procter & Gamble и Henkel. Производящему зачастую близкие по качеству стиральные порошки и жидкие моющие средства для посуды (оборудование на российских заводах у всех игроков практически одно и то же), «Нэфису» не хватает компетенций в маркетинге, из-за чего компания проигрывает конкуренцию иностранным брендам. На рынке майонезов и кетчупов иностранцев почти нет (см. график), поэтому в группе «Нэфис» пытаются за счет инвестиций выбиться в лидеры.