"Меняя одежду, изменяем мир"

Международный бизнес / Рынок одежды Японский бренд Uniqlo претендует на роль мирового лидера на одежном рынке. Компания проводит активную экспансию и делает ставку на инновации и низкие цены
Фото: Reuters

Утро в Нью-Йорке. Пятая авеню. Длинная очередь. Люди ждут открытия нового, самого крупного в мире магазина сети Uniqlo. В нем три этажа, 100 примерочных и 50 касс. Первое, что бросается в глаза при входе в магазин, — чистота и технологичность. Движущиеся манекены, большие экраны, сверкающие лестницы, аккуратно разложенная одежда всех цветов радуги. Нет толкотни, очереди в примерочную проходят незаметно, а кассиры обслуживают бойко и приветливо. Джинсы за 9,90 доллара, кашемировые свитера за 49 долларов, шерстяные пальто за 129 долларов… Кажется, что попал в магазин будущего.

Стратегия японской группы Fast Retailing, которая развивает бренд Uniqlo, довольно агрессивна — стремление стать глобальным игроком и наращивание присутствия своих магазинов в разных странах. Еще десять лет назад эта компания развивалась только в Японии. Ее история началась с 1949 года, когда отец нынешнего президента Fast Retailing Тадаши Янаи открыл магазин в городе Убе, где продавал мужские костюмы. С 1984 года к семейному бизнесу приступил и г-н Янаи — именно тогда он создал бренд Uniqlo и открыл свой первый магазин повседневной одежды в Хиросиме. В ноябре 2005 года Тадаши Янаи превратил Fast Retailing в холдинговую компанию, объединив ряд местных изготовителей и розничных торговцев одежды.

Первый магазин Uniqlo за пределами Японии появился в 2001 году в Великобритании. Затем аналогичные точки возникли в Китае, Гонконге, Южной Корее, США, Франции и Сингапуре. С прошлого года Uniqlo представлен и в России. На октябрь 2011 года сеть Uniqlo включает в себя 1043 магазина, из них 198 — за пределами Японии.

Глобальная цель Fast Retailing — стать одежной компанией номер один в мире (в настоящее время она расположилась на пятом месте после Zara, Gap, H&M и Limited Brands). «Мы ставим перед собой задачи сохранения сильных позиций на существующих рынках, выхода на новые рынки, расширения на этих рынках и отслеживания всех рабочих процессов, чтобы быть успешными в будущем», — рассказывает в интервью «Эксперту» Тадаши Янаи. К 2020 году он намерен увеличить общий объем продаж Fast Retailing с сегодняшнего 1 трлн до 5 трлн долларов (доходы распределятся по 1 трлн долларов от продаж в Японии, США, Европе, Китае, странах Азии).

В самой компании о Тадаши Янаи отзываются с большим уважением, потому что его волнует буквально всё — от глобальной стратегии до того, как пришита каждая пуговица. Президент Fast Retailing видит преимущество созданного им бренда в идее — функциональной одежде для всех и каждого. Продукция компании отличается от конкурентов новым качеством. Это другая одежда: высокотехнологичная и по доступным ценам. О том, как Fast Retailing развивается сегодня, мы беседуем с г-ном Янаи.

У покупателей кризиса нет

На днях вы открыли два самых крупных магазина Uniqlo в Нью-Йорке. Почему именно там?

— Я всегда хотел иметь магазины в Нью-Йорке — это самая хорошая витрина для всего мира и всей Америки. У нас уже есть удачный опыт открытия магазина в Нью-Йорке, в районе Сохо, но