Страсть к премиальной обувке

Русский бизнес
Шины
«Эксперт» №43 (776) 31 октября 2011
Структура спроса на российском шинном рынке быстро трансформируется в сторону продукции высших ценовых сегментов. Выиграют от этого те производители, которые сумеют наладить в России производство качественных и доступных покрышек
Страсть к премиальной обувке

Вазовские «жигуленки» до сих пор остаются самыми массовыми автомобилями в России. А «обували» их в основном продукцией отечественных шинных заводов. В маркетинговой терминологии эти шины относятся к категории С — самому дешевому и наименее технологичному сегменту. До последнего времени в структуре продаж шин в России этот сегмент, естественно, преобладал. Однако по итогам 2010 года он вплотную приблизился к сегменту В — шин, доступных по цене, но качественных, которые используются в основном для иномарок. Событие само по себе знаковое: машины АвтоВАЗа все еще самые продаваемые в России, но вот рынок шин у нас уже явно «иномарочный». Однако первая статистика продаж в 2011 году показала, что это только начало. Компания Nokian Tyres, например, увеличила сбыт почти вдвое, и основной прирост спроса пришелся на сегмент А — премиальных шин. Это долговечные и качественные брендированные покрышки, изготавливаемые по новейшим технологиям.

Отметим, что Nokian Tyres практически все свои производственные мощности сосредоточила на территории России, во Всеволожском промышленном узле, да и немалая часть рынка сбыта у нее приходится на нашу страну. Поэтому ее видение рынка весьма интересно. Недавно компания обнародовала свой прогноз развития шинного рынка в России. Финны предсказывают коренное изменение его структуры. В частности, доля премиального сегмента (это шины как импортного, так и отечественного происхождения) должна к 2016 году превысить 30%, установив вместе с сегментом В господство над рынком (см. график 1). В ценовом же срезе победа категории А будет просто разгромной (см. график 2). Ускоренного, значительно быстрее рынка в среднем, роста премиум-сегмента ожидают и аналитики итальянской Pirelli.

Конечно, оптимистичные прогнозы компаний, делающих ставку на самые дорогие ценовые сегменты, понятны — это способ поддержать свои продажи и капитализацию. Закономерен вопрос: имеют ли под собой столь смелые прогнозы какие-либо фундаментальные основания?

Гарантированный рост

Российский шинный рынок входит в число самых крупных в мире. Компания «Сибур — Русские шины» оценивает его емкость в 41,9 млн штук (по итогам 2010 года). Это 142 млрд рублей, или 4,7 млрд долларов в денежном измерении.

Еще не так давно наша шинная промышленность ориентировалась на производство лишь дешевых и доступных для потребителя шин. Часто по устаревшим технологиям, на демонтированном в Европе отслужившем свой срок оборудовании. Однако бум продаж иномарок в стране в предкризисные годы не мог не отразиться и на рынке шин. В Россию пришли со своим производством иностранные шинники (Nokian Tyres, Michelin). Производство более дорогих шин было запущено и в российских компаниях. И к началу кризиса премиальный сегмент А дорос до 27% рынка в натуральном измерении, сегмент В — до 35%. Однако доминировал по-прежнему бюджетный сегмент С — 38%. Лишь по итогам 2010 года он чуть не уступил пальму первенства (см. график 3).

Комментирует генеральный директор «Nokian Tyres Россия» Андрей Пантюхов: