Владимир Лисин купил ПГК

Повестка дня
«Эксперт» №43 (776) 31 октября 2011
Владимир Лисин купил ПГК

Аукцион по продаже крупнейшего в России железнодорожного оператора подвижного состава — Первой грузовой компании (ПГК) — выиграла принадлежащая структурам Владимира Лисина Независимая транспортная компания (НТК). Она победила на первом этапе торгов, предложив за 75% минус 2 акции ПГК 125,5 млрд рублей. Это одна из самых масштабных приватизационных сделок в нашей стране за последние пять лет.

Еще несколько недель назад ни у руководства РЖД, ни у аналитиков инвестиционных банков не было уверенности в том, что этот аукцион пройдет успешно. Глава РЖД Владимир Якунин прямо говорил: если Европа в ближайшие дни не сможет решить свои долговые проблемы, то Россию ждет тяжелый кризис, который больно ударит по объему перевозок на железных дорогах, что в конечном итоге может сорвать продажу ПГК. При этом стартовую цену, назначенную советом директоров РЖД на основании оценки аналитиков KPMG, Владимир Якунин назвал «очень высокой».

На самом деле вопрос цены спорный. Известно, что бизнес ПГК весьма эффективен. Этой компании принадлежит немногим более 235 тыс. вагонов, что составляет четвертую часть вагонного парка, эксплуатирующегося в стране. И хотя перевозка, например, энергетического угля вагонами ПГК обходилась грузоотправителям последние полтора года на 10–15% дешевле, чем инвентарным парком РДЖ, на прибыли компании это никак не отразилось. За прошлый год ПГК получила чистую прибыль в размере 11,8 млрд рублей. А уже в первом полугодии 2011-го — более 10,3 млрд рублей. Таких показателей удалось добиться за счет сокращения порожнего пробега и более эффективного использования парка — вагоны ПГК практически избежали простоя. В результате объем перевозок компании вырос до 302,3 млн тонн грузов, что составляет 22,5% от всего объема. Более того, хорошо известно, что с будущего года стоимость перевозки того же энергетического угля вагонами ПГК вырастет на 9%. Все это свидетельствует о том, что базовую оценку всей компании, определенную аналитиками на уровне 8 млрд долларов, можно считать справедливой в случае сохранения текущей рентабельности и темпов роста.

Но уверенности в том, что заданные темпы роста ПГК удержит, действительно не было. Не исключено, что именно из-за этого от участия в конкурсе по продаже компании отказался один из крупнейших частных железнодорожных операторов — Globaltrans. Тем не менее три претендента все-таки нашлись. Помимо НТК свое желание побороться за ПГК изъявила компания «Нефтетранссервис» и контролируемая Геннадием Тимченко компания «Трансойл». Причем именно «Трансойлу» почти все наблюдатели прочили победу, видимо, полагая, что административный ресурс г-на Тимченко сыграет в этом деле решающую роль. Но вышло иначе.

Очевидно, что после приобретения ПГК структурами Владимира Лисина эта компания будет интегрирована в транспортно-логистический холдинг владельца НЛМК, который уже контролирует морские порты Санкт-Петербурга, Туапсе и Таганрога, а также несколько судоходных компаний и пароходств. Единственная проблема заключается в том, что,