Москва, 28.08.2016

Самый лучший клиент

Экономика и финансы / Кредитование среднего бизнеса Российские банки сегодня как никогда заинтересованы в работе со средними компаниями. Ставки по кредитам для этого сегмента бизнеса снижаются, а сроки кредитования растут
Рисунок: Игорь Шапошников
  1. Не плюйте против ветра
  2. Что не продается, то разрабатывается
    Российский бизнес почувствовал вкус к инновациям. Причина тому — завершение базовой модернизации во многих отраслях и возросшая конкуренция на мировых рынках, на которых опять в моде увеличение расходов на НИОКР


Статья доступна только подписчикам журнала

Купив подписку на ONLINE-версию журнала, вы получите доступ ко всем архивным материалам журнала «Эксперт»
Ознакомиться с вариантами подписки можно ниже
220 месяц

Доступ к материалам журнала «Эксперт»

Доступ к архивным материалам открыт только подписчикам. Все варианты подписки
Подпишитесь, чтобы иметь полный доступ к материалам журнала «Эксперт»
Expert.ru Доступ к закрытым материалам на сайте Expert.ru
Журнал + Expert.ru Доступ к закрытым материалам на сайте Expert.ru + доставка печатной версии
Журнал «Эксперт» Доставка печатной версии журнала
Уже оформили подписку? Авторизируйтесь
* Без регистрации вы сможете читать статью только на том устройстве, и в том браузере,
с которого была произведена оплата. Чтобы иметь доступ с любого устройства создайте аккаунт

Похоже, что с началом каждого нового десятилетия представления о главных движущих силах российской экономики радикально меняются. Так, в 1990-е основными точками роста считались финансово-промышленные группы. В 2000-е, с «равноудалением» олигархов, как-то само собой выяснилось, что «наше всё» — это государственные монополии. Соответственно, заветной мечтой любого банка было заполучить в клиенты «Газпром», РЖД, «Ростехнологии» или «Олимпстрой» с «Роснано».

Новое десятилетие ознаменовалось новым трендом. На самом высоком уровне было признано, что госмонополии и крупнейшие сырьевые компании не могут обеспечить динамичный рост отечественной экономики, поэтому главные надежды на развитие теперь связываются со средними компаниями. Однако еще до того, как Владимир Путин в мае объявил о создании Агентства стратегических инициатив (АСИ), «ключевая задача которого заключается в том, чтобы поддержать тех, кто уже что-то сделал, особенно речь идет о среднем бизнесе», российские коммерческие банки наперебой начали запускать специальные кредитные программы для малого и среднего бизнеса, с упором именно на средний.

Разумеется, банки руководствовались в первую очередь чисто прагматическими соображениями. Во-первых, средние компании, особенно из числа переживших кризис, сегодня представляются намного менее рискованным клиентом, чем малые предприятия. Во-вторых, они используют гораздо больше банковских услуг и продуктов, чем «малыши», а значит, банки получают возможность больше заработать. В-третьих, средних компаний в России все-таки существенно больше, чем подконтрольных государству гигантов. К тому же «крупняк», как правило, в добровольно-принудительном порядке держит свои счета в государственных или окологосударственных банках, а средний бизнес свободен в выборе кредитной организации. В сегодняшних условиях засилья госбанков это одна из немногих возможностей для частных банков развивать свой бизнес.

Эти резоны прозрачны и понятны. Но, когда стало известно о создании АСИ, чисто конъюнктурные расчеты банков вдруг обрели стратегическое значение для всей отечественной экономики. Чтобы оценить, в какой степени банковский сектор готов содействовать реализации новой экономической стратегии, опирающейся на развитие средних компаний, мы провели мини-опрос банков об их подходах к российским средним компаниям. Результаты оказались достаточно любопытными.

Кто такие средние

Во-первых, выяснилось, что, хотя практически все банки считают средний бизнес наиболее перспективным, единого представления о том, какую компанию считать средней, сегодня нет. Чаще всего, особо не мудрствуя, банки относят к категории среднего бизнеса все компании, которые соответствуют критериям закона ФЗ-209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»: предприятия с размером годовой выручки от 400 до 1000 млн рублей и численностью персонала от 100 до 250 человек соответственно.

Многие банки вообще не выделяют средние компании в отдельную категорию клиентов, либо объединя



ТАСС

Не договорились

Визит Барака Обамы в Королевство Саудовская Аравия (четвертый за время его президентства) прошел крайне непросто. Проблемы начались еще у трапа самолета: американского президента встречал всего лишь губернатор Эр-Рияда, хотя прибывших до него глав стран Залива приветствовал лично король. Апогеем обострения двусторонних отношений стал, конечно, нынешний скандал с секретной частью доклада о событиях 11 сентября

«Мираторг» с заднего входа

532 фотографии, 167 видеозаписей и 216 аудиофайлов диктофона — столько информации собрал спецкор «Эксперта», чтобы ответить на вопрос, в чем причина и каковы последствия повсеместного доминирования продукции «Мираторга» на полках российских магазинов

«Уравновешенный человек с интересом занимается всем»

Ученица знаменитой московской Второй школы стала лучшей в индивидуальном рейтинге V Европейской математической олимпиады для девушек. С директором школы Владимиром Овчинниковым мы беседуем о базовых принципах создания отличной школы