Нокаут с третьего удара

Культура
Кино
«Эксперт» №45 (778) 14 ноября 2011
«Бой с тенью 3D: Последний раунд» выходит в российский прокат
Нокаут с третьего удара

Накануне показа «Боя с тенью 3D» я водил сына на «Живую сталь». Смотря на высокотехнологичные бои роботов, с тоской предвкушал завтрашнее зрелище. А выйдя с новой картины Алексея Сидорова, корил себя за предвзятость: удовольствия я получил в итоге гораздо больше, чем от симпатичной американской сказки.

А потом в голову пришла страшная мысль. Если даже я, все знающий об этом долгоиграющем проекте, не ждал от него ничего хорошего — как удастся привлечь рядового зрителя? Ему-то надо найти свободное время, выбрать именно эту картину, заплатить за билет… Лет пять назад казалось, что будущее проката за подобными фильмами. И вот будущее наступило: в Штатах на ринге вкалывают роботы, мы на это смотрим, а подвиги боксера Артема Колчина из объекта всенародной любви потихоньку превращаются в радость для синефилов.

В 2005-м криминально-боксерский боевик «Бой с тенью» — кинодебют Сидорова, известного всей стране по сверхуспешному сериалу «Бригада», — наделал шума. В сюжете были лакуны, лента грешила вторичностью, но общий драйв заставлял забыть о претензиях. Два года спустя вторая часть франшизы, с подзаголовком «Реванш», была поручена дебютанту Антону Мегердичеву. Снимали кино в США, и можно было ожидать любой клюквы — особенно ура-патриотической. Вопреки ожиданиям фильм оказался лихим и складным, уровнем выше предшественника и ничуть не слабее американских картин на аналогичную тему. И вот третья серия — опять от режиссера Сидорова, да еще и в 3D. Но не заметно ни масштабной рекламной кампании, ни всенародной ажитации. Караул устал.

Ужасно обидно. Если в «Реванше» авторы еще пытались равняться на Голливуд, то в новейшем «Последнем раунде» действие перенесено в Гонконг — на самую правильную почву. Ибо что еще может служить нашим блокбастеристам образцом для подражания, как не азиатский жанровый кинематограф! Там о сценарной логике никто не задумывается, от реальности до сказки — пара метров, любые средства хороши для победы: и шутки ниже пояса, и неприлично красивые актрисы, и самые невероятные повороты интриги. Короче говоря, там кинематограф — сплошной бой без правил. Удивляться ли тому, что ушедший с ринга и расставшийся с женой экс-боксер Колчин еще в аэропорту Гонконга обнаружит в своей сумке подброшенный кокаин, а десятью минутами позже (позади — гора трупов и затопленный вертолет) встретит в джунглях своего давнего противника, международного мафиозо Вагита Валиева?

Новый «Бой с тенью» — невероятно крутое кино; его единственный минус — лишнее 3D. Фильм выдержан на тонкой грани пародии и детской игры, насыщен остроумными цитатами, полон адреналиновых погонь и перестрелок. И раньше можно было угадать в простодушной физиономии Дениса Никифорова (он и есть Колчин) типаж Ивана-дурака, а теперь его приключения стали окончательно сказочными. Соперник на ринге — мутант с генами змеи. Победа — магический ритуал, позволяющий оживить заколдованного друга. Лес — волшебное пространство, где обитает злой колдун (арийского вида бородач-ученый, подозрительно смахивающ