Прокатят с ветерком

Русский бизнес
Москва, 13.11.2011
РЖД начинают строительство двух тысяч километров железных дорог с высокоскоростным движением. Цена вопроса — более 75 млрд долларов инвестиций за семь лет. Это поможет запустить новую инвестиционную волну в стране, а впоследствии вообще изменить ее экономический ландшафт

Фото: picvario.com/ Russian Look

На прошлой неделе «Российские железные дороги» обнародовали планы двух гигантских новостроек. Генеральный директор компании ОАО «Скоростные магистрали» (специально созданной под этот проект дочерней компании РЖД) Денис Муратов объявил о начале строительства высокоскоростных магистралей между Москвой и Санкт-Петербургом (ВСМ-1) и по маршруту Москва—Владимир—Нижний Новгород—Казань—Екатеринбург (ВСМ-2).

Вообще-то похожий проект в России уже зачинался. Почти два десятка лет назад, в 1992 году, для строительства скоростной железной дороги между Петербургом и Москвой было создано РАО «Высокоскоростные магистрали». Инвестиции в тот проект оценивались в 5 млрд долларов. Требуемых денег РАО ВСМ тогда не собрала, а что собрала, потратила крайне неэффективно, оставив после себя в истории лишь большую яму в центре Санкт-Петербурга.

Вторая попытка должна оказаться удачнее. Ведь несколько лет назад по российским железным дорогам были запущены «Сапсаны» — высокоскоростные поезда, предусматривающие эксплуатационную скорость до 300 км/час (из-за того что их поставили на обычные рельсы, реальная их скорость ограничена 250 км/час). Видимо, опыт их эксплуатации показался удачным. Теперь предусматривается строительство железнодорожных полотен совершенно иного типа, аналогов которым в России пока нет. На этих новых маршрутах поезда могут развивать максимальную скорость до 400 км/час. Предполагается, что расстояние между двумя столицами (Москва—Санкт-Петербург) в 658 км будет преодолеваться всего за два с половиной часа, а из Москвы в Екатеринбург (1595 км) можно будет домчаться за семь часов.

Оба участка планируют ввести в эксплуатацию к 2018 году. Общий объем инвестиций в проекты пока не называется, но, по нашим оценкам, речь может идти о сумме, приближающейся к 75 млрд долларов. Масштабы потрясают, но и отдача может быть совершенно неожиданной: считается, что осуществление этих проектов способно кардинально повысить уровень жизни и деловую активность во многих нестоличных регионах и городах.

Навалятся всем миром

Вообще, в мире существует два типа железных дорог с высокоскоростным движением: выделенные высокоскоростные магистрали (ВСМ) и обычные линии, специально модернизированные под движение высокоскоростных поездов. ВСМ рассчитаны на скорость 250–400 км/час и движения других поездов в принципе не допускают. По обычным же линиям скоростные поезда могут двигаться чаще всего с максимальной скоростью до 200 км/час, поскольку там же ездят грузовые, обычные дальние и пригородные пассажирские составы. РЖД планируют строить выделенные ВСМ. И это очень важно. Дело в том, что даже не очень скоростной «Сапсан» поспособствовал умерщвлению деревень и маленьких городков на пути из Москвы в Санкт-Петербург. При движении из Москвы в Питер «Сапсан» останавливается редко, только в значимых пунктах. А, например, люди из городка Малая Вишера раньше ездили на работу в Санкт-Петербург на электричке. «Сапсан» же забрал эту дорогу себе.

Как утверждается в презентации ОАО «Скоростные маги

У партнеров

    «Эксперт»
    №45 (778) 14 ноября 2011
    Интернет-IPO
    Содержание:
    Золотые скидки

    Как и десять лет назад, инвесторы не знают, какая из интернет-компаний принесет миллионы, а какая обанкротится. Поэтому на всякий случай спешат скупить все

    Реклама