В Китай с деньгами и идеями

Русский бизнес
Инвестиции за рубеж
«Эксперт» №45 (778) 14 ноября 2011
Российские инвестиции в китайскую экономику не поддаются ни нормальному учету, ни внятной классификации. Но их значительно больше, а сами они намного интереснее, чем можно себе представить
В Китай с деньгами и идеями

Когда условный представитель китайского среднего класса покупает себе на ужин мясо в магазине «Новый кооператив» в городе Янбянь в провинции Цзилинь, 4 юаня из 10 идет фонду прямых инвестиций My Decker Capital One (MDCO), созданному два года назад российским бизнесменом Глебом Фетисовым. «Сразу после кризиса, когда у китайцев стало поменьше денег, нам удалось договориться со Всекитайской федерацией предложения и маркетинга о создании совместного предприятия, в которое китайский партнер передал более 600 магазинов и супермаркетов в шести регионах Китая», — рассказывает «Эксперту» управляющая фондом Сун Чжэн. Фетисов не единственный инвестор MDCO, есть и другие, но от этого фонд не становится менее российским, ведь, по словам Сун Чжэн, на россиян приходится более 90% из собранных 50 млн долларов США.

50 миллионов — это на 15 млн больше официальной суммы российских нефинансовых инвестиций в экономику КНР за первую половину этого года. По данным посольства России, на нашу страну приходится всего 0,03% всех иностранных инвестиций в КНР. Впрочем, полагаться на эти данные не стоит. «Часть российских инвестиций идет через офшоры, но какая именно, оценить невозможно», — поясняет «Эксперту» торгпред России в Китае Сергей Цыплаков. Среди крупнейших иностранных инвесторов в Китае такие экономически развитые страны и юрисдикции, как Гонконг и Виргинские острова (на них в разные годы приходилось до половины от общего объема вложений), после которых определить происхождение денег практически невозможно. По данным «Эксперта», с прошлого года в Шанхае работают частные инвесторы из России, уже вложившие в ряд проектов более 1 млн долларов, но категорически отказавшиеся от любого общения со СМИ. «Российские бизнесмены не любят публичности и на всякий случай боятся государственных органов, доходит иной раз до смешного», — делится со мной представитель российской Торгово-промышленной палаты в Шанхае Артем Вдовин.

Не боится своего государства и, более того, активно лоббирует с его помощью свои интересы в Китае крупный российский бизнес, который тоже постепенно начинает открывать для себя КНР. «Русал», «Евраз», «Петропавловск», ВТБ, «Акрон», «Куйбышев-Азот», «Роснефть», «Сибур» и «Росатом» либо уже ведут инвестиционные проекты на территории Китая, либо активно обсуждают их с китайскими партнерами. Не стоит недооценивать и российский средний бизнес, доросший до строительства собственных производств на территории КНР с последующим экспортом продукции в Россию. Есть и инновационные компании: они приходят в Китай (иногда через третьи страны) с услугой или продуктом, которые кажутся им уникальными и востребованными на здешнем рынке, и начинают производить их на месте. Наконец, в Китай различными путями попадают индивидуальные предприниматели из России с самыми разнообразными проектами — от ожидаемых ресторанов русской кухни до неожиданных франшиз гонконгских брендов одежды.

Привести все эти разнообразные формы сотрудничества к одному знаменателю практически невозможно. «В К