Золотые скидки

Тема недели / Интернет-IPO Как и десять лет назад, инвесторы не знают, какая из интернет-компаний принесет миллионы, а какая обанкротится. Поэтому на всякий случай спешат скупить все
Фото: AP

Крупнейший скидочный интернет-сервис Groupon провел суперуспешное IPO на американской бирже NASDAQ. Цена акции — 20 долларов за бумагу — оказалась выше, чем ожидалось (16–18 долларов). Всего Groupon предложил инвесторам 35 млн акций, то есть около 5,5% от уставного капитала, и привлек 700 млн долларов. Общая капитализация Groupon, таким образом, составила 12,7 млрд долларов — и это при том, что выручка компании за 2010 год всего 312 млн долларов. Впрочем, доходы Groupon быстро растут: за девять месяцев 2011 года клиенты заплатили компании 1,15 млрд долларов, что в восемь раз выше прошлогоднего показателя.

Многие инвесторы считают Groupon самой быстрорастущей компанией в мире и с радостью приобрели ее акции. Они продолжают думать, что Groupon — это второй Amazon, который после многолетних убытков стал настоящим монстром интернет-торговли, потом лидером облачных сервисов, а теперь даже вторгся на территорию Apple со своей читалкой Kindle. Однако большинство наблюдателей рынка выражают не восторги, а глубокий скепсис относительно перспектив Groupon. Это убыточная компания со слабой бизнес-моделью. И ее бешеный рост может прекратиться в любой момент. Неужели на мировом интернет-рынке надувается новый пузырь?

Любовь к скидкам

В 2008 году 27-летний программист Эндрю Мэйсон основал Groupon в Чикаго. Он решил сыграть на страсти американцев к скидкам. Его бизнес-идея — если объединиться сотням людей, можно получить товар или услугу по оптовой цене — оказалась весьма успешной: за неполных четыре года он стал миллиардером. Сбылась американская мечта!

Первоначально Мэйсон агитировал деятелей мелкого чикагского бизнеса давать оптовые скидки и информировал потенциальных клиентов, рассылая электронные письма. Купон на скидку надо было приобрести на сайте. Платили именно Groupon, и он становился ответственным за предоставление услуги. Зарабатывает Groupon двумя путями. Во-первых, он берет себе процент с проданного скидочного купона (сейчас колеблется от 30 до 50%). Во-вторых, покупатели купонов платят ему сразу, а компаниям-партнерам Groupon переводит деньги в течение двух-пяти месяцев, пояснила сооснователь «Групон Россия» Елена Масолова.

Сервис стал популярным, база начала расти, сперва по другим американским городам, а потом вырвалась за пределы США. На конец сентября 2011 года Groupon работал в 45 странах, имел 143 млн подписчиков, за третий квартал 2011 года продал 33 млн скидочных купонов. Причем на США по итогам девяти месяцев текущего года приходится лишь 40% выручки. Число партнеров, размещающих на Groupon свои спецпредложения, превысило 78 тыс.

За столь быстрый рост надо было платить. Экспансия за рубеж проводилась за счет скупки уже наплодившихся клонов в других странах. Так, за MyCityDeal, работавшего в Европе и Южной Африке, Groupon выложил 100 млн евро. В России подобную сделку осуществила молодой предприниматель Елена Масолова: в начале 2010 года она вместе с четырьмя партнерами основала скидочную компанию «Дарбери» — копию Groupon, а в августе то

Продавцы и покупатели

Акционеры Groupon в IPO не участвовали. По масштабам привлеченных средств это размещение стало третьим в США среди интернет-компаний: больше привлекли только российский «Яндекс» (1,4 млрд долларов) и китайская социальная сеть Renren (855 млн долларов). Основной объем акций был размещен в США, в числе покупателей были самые разные инвестфонды — хедж-фонды, секторальные, фонды растущих компаний, обычные фонды акций. По данным Thomson Reuters, среди покупателей как крупнейшие управляющие активами: Fidelity Management, J.P. Morgan Asset Management, Capital World Investors, BlackRock Investment Management, так и небольшие региональные инвестфонды.

В последние два года владельцы Groupon получили несколько предложений от мировых интернет-гигантов. Сперва Yahoo! оценила сервис в 3 млрд долларов. А в конце прошлого года на сцене появился Google, который предложил за компанию в два раза больше — уже 6 млрд долларов. Но основатели Groupon были непреклонны и свои доли продавать не спешили. Все это по мере агрессивного роста купонного бизнеса подогревало интерес инвесторов к Groupon, финалом гонки и стало более чем удачное IPO.        

Агрессивный рост выручки пока не вытянул Groupon из убытков
До пузыря доткомов еще далеко
Benetton вышел из моды