Мнение специалиста

Спецвыпуск
Москва, 21.11.2011
«Эксперт» №46 (779)
На вопросы о будущем рынка решений социальных сетей отвечает Дмитрий Романов, директор по развитию технологий информационного менеджмента компании «АйТи».

Фото предоставлено компанией «Айти»

— Что вы думаете о возникновении такого класса ИТ-решений, как SNA, анализ социальных сетей?

— Вообще-то SNA — это, скорее, более широкое понятие, представляющее собой интересное современное направление междисциплинарных научных исследований. Сразу хотелось бы указать на несколько заблуждений, связанных с этим понятием. Первое заключается в том, что в обыденном сознании социальные сети — это нечто появившееся в интернете несколько лет назад и отнимающее значительную долю рабочего и личного времени: «Одноклассники», Facebook, Twitter и множество других форм взаимодействия людей в интернете. На самом деле термин «социальные сети» появился в конце 1920-х в работах известного социолога Джекоба (Якоба) Леви Морено, который уже тогда ввел это понятие и анализировал взаимодействие между людьми в небольших коллективах и рабочих группах, строил так называемые социограммы. По картине связей можно было судить о роли, статусе человека в коллективе, о его взаимодействии с другими. Поэтому можно смело говорить, что сам термин «социальные сети» известен социологам уже около ста лет.

Что же касается взаимодействий между людьми, которые проистекают из самой социальной природы человека, то этому явлению уже как минимум пара миллионов лет, и оно наблюдается с того момента, как человечество начало свою эволюцию в качестве биологического вида. А если взглянуть более широко, то легко увидеть, что различные формы социального поведения свойственны не только человеку, но и более низким биологическим видам. Посмотрите на стаю птиц или на стада млекопитающих, и это не говоря уже о сложно устроенных социальных системах, например у волков или обезьян.

— Какие еще есть заблуждения относительно SNA?

— Второе распространенное заблуждение связано уже непосредственно с применением методологии инструментария класса SNA. Почему-то многие считают, что это можно делать только с какими-то открытыми социальными сетями, существующими, например, в интернете. Однако гораздо более интересно для многих организаций применять подобные технологии внутри себя для того, чтобы понимать, как устроены информационное взаимодействие между ее собственными сотрудниками или взаимодействие сотрудников с клиентами. А ведь это гораздо более полезная и важная вещь.

— Как вы оцениваете перспективы внедрения ИТ-решений анализа социальных сетей?

— Очень высоко. На мой взгляд, подобные ИТ-решения — это как раз тот научный и точный инструмент, которого так недоставало менеджменту. В прошлом веке, в индустриальную эпоху, менеджмент уже вплотную подошел к необходимости исследования данных областей — известны попытки введения научных форм организации труда, развивались различные подходы к моделированию бизнес-процессов с использованием анализа социальных сетей. Не случайно в мире решения SNA сейчас внедряются очень широко, можно сказать, наблюдается настоящий бум подобных технологий и интереса к данной теме. В России же пока дела с использованием подобных решений обстоят не столь хорошо, но некоторое продвижение е

У партнеров

    «Эксперт»
    №46 (779) 21 ноября 2011
    Россия и ВТО
    Содержание:
    Достаточно сильны для ВТО

    Восемнадцать лет обсуждения условий вступления России во Всемирную торговую организацию не прошли даром. Почти все опрошенные нами предприниматели считают себя готовыми к работе на открытом рынке

    Реклама