Интернет с выходом в магазин

Русский бизнес
Торговля
«Эксперт» №47 (780) 28 ноября 2011
«Связной» запустил розничный проект Enter. Новый магазин сочетает универсальный ассортимент и мультиканальные продажи — через интернет, обычную розницу, терминальную, каталожную и телефонную торговлю
Интернет с выходом в магазин

Наши конкуренты — это IKEA, OBI, “Детский мир”, “М.Видео”, “Спортмастер”, “585”…» — перечисляет Сергей Румянцев, генеральный директор только что открывшегося многоканального магазина Enter. Ассортимент магазина, состоящий из 24 тыс. наименований — от ювелирных украшений, форм для выпечки и автошампуней до лыж, дрелей и мебели, — планируется пополнять на 100 товарных позиций в неделю, доведя их число до 50 тыс. Здесь будет продаваться все, кроме книг, автомобилей, косметики и парфюмерии. К 2015 году компания рассчитывает построить крупнейший в стране универсальный непродуктовый магазин с оборотом 7 млрд долларов.

Планы у Enter более чем амбициозные, считают аналитики: планируемый оборот магазина — это около 5% оборота тех категорий, в которых он собирается присутствовать (150 млрд долларов). Скажем, у Ozon.ru, крупнейшего российского непродовольственного интернет-магазина, через 3–5 лет этот показатель составит 1 млрд долларов. За то же время главный конкурент Enter в категории бытовой техники и электроники «М.Видео», уже имея около 3 млрд долларов, достигнет оборотов, сопоставимых с теми, что планирует стартап.

К 2015 году сеть «Связной», финансирующая проект, планирует вложить в него 300 млн долларов. Ожидается, что конкурентными преимуществами Enter станут хороший сервис и новая для России модель бизнеса — присутствие в разных каналах продаж. Интернет-магазин будет сочетаться с магазинами-складами, продажами через терминальные и бумажные каталоги, а также по телефону.

Интернета вам мало

«По-моему, кровать маловата. Давай побольше. А этот шкаф не помещается» — на экране сменяются изображения мебели в 3D. Менеджеры Enter демонстрируют работу терминала, на котором можно построить виртуальный проект интерьера: подобрать мебель, обои, покрытие для пола и прочее. Тут же выбранные товары можно заказать. А если товар входит в число 11 тыс. наименований, представленных на складе при магазине, его тут же принесут покупателю.

Интернет-магазин решил не ограничиваться онлайн-продажами, но предложить покупателям и другие способы выбора и покупки товаров. Это отражает тенденцию рынка: теперь люди пользуются большим количеством каналов продаж для одной покупки (см. график), поэтому ограничиваться каким-то одним продавцу не выгодно. Так, в магазине Argos, британском прототипе Enter, интернет заработал лишь 26% выручки.

«Перед полкой с телевизорами клиент стоит, уткнувшись в смартфон: читает отзывы, сравнивает цены. Сталкивались с такой картиной?» — описывают свои наблюдения в аналитическом агентстве CONplementation. О пересечении каналов продаж сейчас говорят много. В Европе, по прогнозам, к 2014 году интернет будет участвовать более чем в половине покупок. Все больше покупателей приходит в розничные магазины исключительно за тем, чтобы пощупать товар, получить консультацию, а покупку сделать в интернет-магазине, где цены обычно ниже на 10–20% и предлагается доставка на дом, что для многих удобно.

Однако присутствует и обратная тенденция, которую отражает приве