Стране нужна программа подготовки кадров мирового уровня для ключевых отраслей экономики и государственного управления. Не менее важно обеспечить возвращение участников программы в Россию

Есть слова, за которыми стоит сразу очень много смыслов. Одно из таких слов — «образование». Действительно, ведь не существует просто образования. Существует образование для воспроизводства знания, образование как высшая ценность, образование как обязанность государства. Созданное в рамках Агентства стратегических инициатив (АСИ) направление «Молодые профессионалы» решает конкретную задачу: образование для экономического роста. Решает не через абстрактные программы распределения бюджетных средств, о которых так любит высказываться умная российская интеллигенция, существующая в мире сослагательного наклонения. Решает через поддержку лидеров, доказавших на деле свои способности, предлагающих конкретные проекты, направленные на решение главной задачи — сделать так, чтобы в ключевых отраслях экономики работали молодые профессионалы, готовые к конкуренции на глобальном уровне.

Сложность этой задачи понятна уже при первом уровне декомпозиции: нам надо найти таких молодых профессионалов, развить их компетенции и удержать в России. Насколько эти подзадачи решает современная система образования?

Де-факто в России сегодня одновременно действуют три образовательные системы. Первая — система вузов «псевдовысшего образования», которая похожа на генералов из известного выражения. Генералы готовятся к прошедшим войнам, вузы выпускают уже не нужных специалистов. И тогда более 90% выпускников педвузов и 64% выпускников инженерных вузов идут работать не по специальности.

Вторая система представляет группу качественных вузов, которые до сих пор готовят качественных выпускников с сильным фундаментальным образованием, из них значительная часть немедленно уезжает работать за границу. Таким образом, вложив несколько миллионов рублей в качественного выпускника, мы инвестируем эти деньги в ведущие мировые экономики. Заметим — эти две формы образования оплачиваются государством и не предусматривают никакого механизма закрепления обученных специалистов в национальной экономике. Третья система появляется на наших глазах — это система корпоративного образования, которая немедленно переучивает неготовых студентов под конкретные нужды. По оценкам ГУ—ВШЭ, эта сумма в прошлом году превысила 500 млрд рублей. Весь бюджет Министерства образования значительно меньше.

При всем этом экономика постоянно предъявляет спрос на все более качественных профессионалов.

На наблюдательном совете АСИ под председательством Владимира Путина 21 октября этого года была одобрена инициатива «Система поддержки лидеров и талантов», учитывающая все три образовательные системы. Инициатива в логике АСИ — это комплекс взаимоувязанных проектов и мероприятий, ведущих к решению конкретной задачи.

Ключевым проектом в рамках инициативы стал проект вернувшихся работать в Россию лидеров Гарвардского клуба «Интеграция выпускников лучших мировых вузов в российскую экономику. Глобальное образование».

В основе проекта лежит несколько ключевых принципов.

Обучение и возвращение. Программа, с одной стороны, дает молодым

У партнеров

    «Эксперт»
    №47 (780) 28 ноября 2011
    Бюджетный кризис
    Содержание:
    Под нож

    Все более вероятно, что долговой кризис в развитых странах заставит правительства пойти на жесткую экономию. Но это не поможет ни решить проблему долговой нагрузки, ни добиться восстановления устойчивого экономического роста

    Международный бизнес
    Частные инвестиции
    Наука и технологии
    Реклама