Образование для России

Общество / Образование Стране нужна программа подготовки кадров мирового уровня для ключевых отраслей экономики и государственного управления. Не менее важно обеспечить возвращение участников программы в Россию

Есть слова, за которыми стоит сразу очень много смыслов. Одно из таких слов — «образование». Действительно, ведь не существует просто образования. Существует образование для воспроизводства знания, образование как высшая ценность, образование как обязанность государства. Созданное в рамках Агентства стратегических инициатив (АСИ) направление «Молодые профессионалы» решает конкретную задачу: образование для экономического роста. Решает не через абстрактные программы распределения бюджетных средств, о которых так любит высказываться умная российская интеллигенция, существующая в мире сослагательного наклонения. Решает через поддержку лидеров, доказавших на деле свои способности, предлагающих конкретные проекты, направленные на решение главной задачи — сделать так, чтобы в ключевых отраслях экономики работали молодые профессионалы, готовые к конкуренции на глобальном уровне.

Сложность этой задачи понятна уже при первом уровне декомпозиции: нам надо найти таких молодых профессионалов, развить их компетенции и удержать в России. Насколько эти подзадачи решает современная система образования?

Де-факто в России сегодня одновременно действуют три образовательные системы. Первая — система вузов «псевдовысшего образования», которая похожа на генералов из известного выражения. Генералы готовятся к прошедшим войнам, вузы выпускают уже не нужных специалистов. И тогда более 90% выпускников педвузов и 64% выпускников инженерных вузов идут работать не по специальности.

Вторая система представляет группу качественных вузов, которые до сих пор готовят качественных выпускников с сильным фундаментальным образованием, из них значительная часть немедленно уезжает работать за границу. Таким образом, вложив несколько миллионов рублей в качественного выпускника, мы инвестируем эти деньги в ведущие мировые экономики. Заметим — эти две формы образования оплачиваются государством и не предусматривают никакого механизма закрепления обученных специалистов в национальной экономике. Третья система появляется на наших глазах — это система корпоративного образования, которая немедленно переучивает неготовых студентов под конкретные нужды. По оценкам ГУ—ВШЭ, эта сумма в прошлом году превысила 500 млрд рублей. Весь бюджет Министерства образования значительно меньше.

При всем этом экономика постоянно предъявляет спрос на все более качественных профессионалов.

На наблюдательном совете АСИ под председательством Владимира Путина 21 октября этого года была одобрена инициатива «Система поддержки лидеров и талантов», учитывающая все три образовательные системы. Инициатива в логике АСИ — это комплекс взаимоувязанных проектов и мероприятий, ведущих к решению конкретной задачи.

Ключевым проектом в рамках инициативы стал проект вернувшихся работать в Россию лидеров Гарвардского клуба «Интеграция выпускников лучших мировых вузов в российскую экономику. Глобальное образование».

В основе проекта лежит несколько ключевых принципов.

Обучение и возвращение. Программа, с одной стороны, дает молодым

В прошлом номере журнала «Эксперт» в своей авторской колонке Александр Привалов критично высказался об одном масштабном образовательном проекте Агентства стратегических инициатив («О правдивой утке»). Проект предполагает отправку на учебу в лучшие университеты мира большого количества молодых людей, до 10 000 человек в год. В предлагаемой статье один из руководителей АСИ, директор направления «Молодые профессионалы» Дмитрий Песков, разъясняет некоторые аспекты проекта.

Тема очень непростая, у нее есть множество экономических, социальных и даже политических нюансов.

Как повлияет эта программа на российское образование, деградация которого, c одной стороны, еще не остановлена, но с другой, зашла не настолько далеко, чтобы списывать его вовсе в утиль? Не лучше ли создавать в России первоклассные образовательные центры, чем отправлять самых инициативных студентов за границу, «подкармливая» хорошими учениками чужой образовательный рынок? Зачем тратить серьезные бюджетные деньги на образование студентов за границей, когда это активно происходит в рамках частных инициативи самих студентов, и их родителей, и частных компаний? Не разумнее те же деньги потратить на привлечение в российские вузы западных преподавателей, добиваясь большего кумулятивного эффекта?

Принципиальным предметом дискуссии редакция «Эксперта» видит вопрос: стала ли Россия уже вполне «развивающейся страной» или у нее остались собственные силы?

Мы приглашаем к обсуждению этих и других вопросов развития образования всех заинтересованных читателей.