Под нож

Тема недели / Бюджетный кризис Все более вероятно, что долговой кризис в развитых странах заставит правительства пойти на жесткую экономию. Но это не поможет ни решить проблему долговой нагрузки, ни добиться восстановления устойчивого экономического роста
Фото: AP

«Суперкомитет» Конгресса США, который должен был предложить программу снижения расходов страны на 1,2 трлн долларов в течение ближайших десяти лет, выработать ее так и не смог. А потому уже с 2013 года США ждет секвестр бюджета — госрасходы будут автоматически сокращены на эту сумму. Половина секвестра будет обеспечена сокращением военных расходов, остальные 600 млрд долларов государство сэкономит, снизив финансирование по 200 федеральным программам, включая медицинское обслуживание, субсидии для малообеспеченных слоев населения и студентов.

Сопредседатели комитета сенатор Пэтти Мюррей и конгрессмен Джеб Хенсарлинг признали, что главной причиной провала стали разногласия между демократами и республиканцами. Последние несколько недель совещаний «суперкомитета» проходили по «партийному признаку» — совместные заседания вообще не проводились. В итоге демократы предложили сократить расходы более чем на 3 трлн долларов, увеличив при этом доходы бюджета на 1,3 трлн (за счет отмены налоговых льгот для состоятельных американцев, сокращения оборонных ассигнований и ограничения расходов по социальным статьям, в список которых попали программы медицинской помощи для пожилых и малоимущих Medicare и Medicaid). Республиканцы же заявили, что расходы можно сократить на 1,5 трлн долларов, повысив доходы на 250 млрд долларов. Достичь этого предполагалось за счет повышения пенсионного возраста с 65 до 67 лет, сократив расходы на соцстрахование малоимущих и увеличив выплаты в пенсионные фонды.

Отсутствие консенсуса в Вашингтоне стало частью игры в рамках начавшейся в Соединенных Штатах предвыборной кампании. 4 ноября 2012 года американцы отправятся на избирательные участки, и республиканцы готовы пойти на многое, чтобы полностью лишить шансов действующего президента Барака Обаму и провести в Белый дом своего кандидата. В этих условиях все инициативы администрации Обамы по изменению экономической ситуации в стране — от бюджета до рынка труда — приносятся на заклание политическим интересам оппозиционных республиканцев. Это серьезно повышает риски для американской экономики. Теоретические споры о том, что должно являться приоритетом правительств: сокращение дефицита бюджета во что бы то ни стало или же стимулирование экономического роста и избежание повторной рецессии, стали острейшим политическим вопросом. Причем исход этой дискуссии окажет сильнейшее воздействие на всю мировую экономику, прежде всего на переживающую глубокий долговой кризис Европу, где идут аналогичные споры.

Стимулировать или сокращать?

Так называемый суперкомитет был сформирован из 12 представителей Республиканской и Демократической партий еще в августе, когда в Конгрессе США шли дебаты вокруг госдолга страны, достигшего на тот момент законодательно установленного потолка 14,3 трлн долларов. Республиканцы настаивали на том, что Соединенным Штатам надо прекратить занимать и пора научиться балансировать свои расходы и доходы. И потому они отказались поднять уровень госдолга на 2,4 трлн долларов без ув

Консолидированный долг немецких федеральных властей, федеральных земель, а также городов достиг двух триллионов евро
Германия не раз нарушала Маастрихтский договор, предписывающий держать дефицит на уровне 3% ВВП
Государственный долг США вышел на неустойчивую траекторию роста
Дефицит бюджета в США ставит исторические рекорды