Теперь это работает на нас

Русский бизнес / Стратегии Российские компании активно обзаводятся зарубежными активами. Цель наших предпринимателей — быстро перенять современные технологии, расширить продуктовую линейку, освоить новые рынки и использовать лучшие мозги для развития своего бизнеса
Фото: picvario.com/ Russian Look

Зарубежная экспансия российских компаний давно не ограничивается одним лишь выводом продуктов на внешние рынки. Наши предприниматели создают и покупают производственные площадки, R&D-центры, открывают дочерние логистические фирмы и так далее.

Что побуждает российские предприятия заниматься промышленным шопингом за пределами страны? Как покупка активов за рубежом способствует развитию их бизнеса? И какие проблемы они при этом наживают? Мы задали эти вопросы в нескольких отечественных технологических компаниях и выявили три стратегии.

Стратегия «Купить готовое» предусматривает приобретение западных нишевых лидеров — узкоспециализированных фирм со средним размером бизнеса, обладающих очень хорошими, а иногда даже выдающимися продуктами и отточенными до совершенства технологиями их изготовления. Хорошими и выдающимися продуктами наши компании достраивают свои продуктовые линейки; а понимание современного оборудования и техпроцессов используют для того, чтобы подтянуть технологический уровень своих российских производств до уровня развитых стран.

Вторую стратегию — «Сделать много и дешево» — российские предприниматели реализуют в КНР. Она заключается в том, чтобы использовать производственную базу Китая, его рабочую силу и поддержку китайского государства для развития своего бизнеса. В конце 1990-х — начале нулевых организация производства в Китае была проектом, рентабельным во всех отношениях.

Третья стратегия — «Взять лучшее» — характерна для наукоемкого бизнеса. Такому бизнесу для сохранения позиций на глобальном рынке хайтека необходимо все самое передовое — начиная от самых совершенных материалов и самых выдающихся компетенций производителей компонентов и заканчивая самыми блестящими мозгами ученых. Обеспечить доступ к этим ресурсам — основная функция зарубежных активов.

Стратегия первая: «Купить готовое». Продукт

Для компаний «Интерскол», «Диэлектрические кабельные системы» (ДКС) и «Полаир» толчком к покупке послужило стремление выйти в более прибыльные и высокотехнологичные сегменты рынка. У всех трех была альтернатива — потратить многие годы и многие миллионы на создание, отработку и вывод на рынок собственного продукта. Однако наши герои предпочли купить готовые бизнесы с состоявшимся продуктом. И выиграли, сэкономив деньги и время на развитие.

Так, компания «Интерскол», ведущий российский производитель электроинструмента, в 2009 году приобрела итальянскую фирму Felisatti — признанного технологического лидера в области профессионального электроинструмента для обработки дерева. Спустя год «Интерскол» расширил свою новую линейку профессионального инструмента, купив еще одного сильного нишевого игрока — испанскую Casals с близкой к Felisatti специализацией.

Компания ДКС, лидер российского рынка кабельнесущих систем, тоже сделала два удачных приобретения в Европе. В 2007 году она купила итальянскую фирму Cepi, производителя, пожалуй, лучших в своем классе металлических лотков для прокладки и крепления электропроводки. А годом позже — итальянс

Компания «Интерскол» создана в 1991 году.

Выпускает бытовой и профессиональный электроинструмент. Работает на рынках России и СНГ, Западной Европы и Израиля.
Производственные активы: Быковский электроинструментальный завод (Россия), завод Hengtai (Китай), завод Interskol Power Tools Spain.

Оборот в 2011 году (прогноз) — 250 млн долларов.

Число сотрудников — около 1200 человек.

Компания NT-MDT создана в 1990 году.

Выпускает исследовательское и учебное оборудование для нанотехнологий. Работает на рынках России и СНГ, Западной, Восточной Европы, Японии, США, Израиля, и в ЮВА. Производственные активы: предприятия «Нанотехнология МДТ», «Инструменты нанотехнологий», «Нанотехнология Санкт-Петербург» (все — Россия).

Оборот в 2010 году — около 2 млрд рублей.

Число сотрудников — 334 человека.

Компания «Диэлектрические кабельные системы» основана в 1998 году.

Выпускает кабельнесущие системы и электрощитовое оборудование. Работает на рынках России, Украины, Западной и Восточной Европы, а также в Северной Африке и Латинской Америке. Производственные активы: заводской комплекс в Твери (Россия); заводы в Генуе и Новаре (Италия); производственные площадки в Венгрии и Румынии.

Оборот в 2010 году — около 4 млрд рублей.

Число сотрудников — около 1000 человек.

Компания «Полаир» создана в 2002 году.

Выпускает холодильное и технологическое оборудование для предприятий торговли и общепита. Работает на рынках России и СНГ, Западной Европы, а также на Ближнем и Среднем Востоке и в Северной Африке. Производственные активы: завод «Совиталпродмаш» и «Рада» (Россия), завод Snaige (Литва).

Выручка в 2011 году (прогноз) — 4,4 млрд рублей.

Число сотрудников — 2355 человек.

*Новое название предприятия — Interskol Power Tools Spain. Чтобы не усложнять текст, мы будем использовать то название завода, которое он носил до сделки с россиянами.

**Сегодня и Cepi, и Costel входят в состав компании DKC Europe. Чтобы не усложнять текст, мы будем использовать те названия заводов, которое они носили до сделки с россиянами.